Опубликованные материалы

«Инновационные формы социализации учащихся в дополнительном образовании»

10-10-2022

Александр Петрович Кривоносов

 МБОУ "Родионово-Несветайская СОШ №7"

Цель моего доклада, выявить проблемы в социализации обучающихся и показать причину, почему сейчас обратили особое внимание на Дополнительное Образование, как средство успешной социализации детей и подростков.

Социализация – это процесс, в котором человек получает навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, процесс становления личности.

Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней.

Однако изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям.

Социализация в форме интеграции предполагает активное вхождение индивида в социум, когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, когда он готов влиять на среду, меняя ее или себя в ней.

Активная личность – целеустремленность, работоспособность, настойчивость в достижении цели, готовность к самостоятельным решениям.

Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, об обществе, о его ценностях и нормах.

Дальше ребенок идет в детский сад, потом в школу, проходя следующие этапы социализации.

Портрет выпускника 21 века выглядит таким образом. Это деятельный, активный, креативный, любознательный, инициативный, открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией. Короче, суперчеловек.

Что же происходит на самом деле? В современном процессе обучения выявились следующие проблемы социализации: ребенок неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности, потому что высокие требования и критерии; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников; физических недостатков; неудовлетворенности своим внешним обликом - все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию беспомощности, препятствовать самоутверждению личности.

Сегодня все чаще можно встретить эмоционально и интеллектуально не богатого человека. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на ЕГЭ, поступление в престижный ВУЗ, и, как результат, мы получаем поколение не способное к сопереживанию и сочувствию. В современный век нанотехнологий, компьютеров, жестких и бескомпромиссных решений многие проблемы связаны с безнравственностью, черствостью и жесткостью человека, которые неразрывно связаны с низким уровнем образованности и культуры.

Вывод: Совершенно очевидно, что школа не способна сегодня обеспечить всестороннюю социализацию ребенка, нельзя рассчитывать только на учебный процесс, в рамках классно-урочной системы эффективность социализации ограничена.

Как и через что ребенок может получить навыки, которых согласно ФГОС второго поколения должно быть в достаточном объеме и соответствовать портрету выпускника 21 века?

Конечно же, для реализации личностных достижений обучающихся требуются новые методы организации, которые бы способствовали социализации обучающихся.

Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая эффективно дополняет государственные структуры, т.к. предоставляет более широкий спектр развития и образования детей и подростков.

В детских объединениях дополнительного образования детей процесс социализации идет намного эффективнее. Почему? Представим. Ребенок приходит в детское объединение. Чем может помочь педагог? Как правильно организовать обучение, которые бы способствовало социализации ребенка?

Прежде всего, компенсировать недостатки первичной социализации, по сути, некоторые ребята и записываются в детские объединения иногда ради этого. Создать каждому ребенку ситуации успешности. А для этого - включить ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Вы не раз видели радость и гордость в глазах своих воспитанников от того, что они справились, смогли, сделали свою самую первую работу! Поверить в свои силы, самоутвердиться задача не из легких, но она выполнима, если рядом кто-то, кто поможет!

Есть такое понятие как «эффект старшего друга» и не обязательно это должен быть старший по возрасту. «Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть самое тайное, в надежде, что тебя поймут и если надо, помогут. Хорошо, если таким «старшим другом» будет кто-нибудь из родителей, близких родственников, но если их нет, то и педагог дополнительного образования тоже может им стать.

Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же педагог постарается устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», выполнять только то, что надо педагогу, то сформируется не идеальная и гармоничная, а ущербная пассивная личность.

Какие же инновационные технологии можно использовать, способствующие социализации обучающихся рамках реализации ФГОС?

Это технологии:

обучение в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Основным вариантом организации обучения в сотрудничестве является обучение в команде. Обучение происходит в группе из нескольких человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Педагог объясняет новый материал, а затем предлагает обучающимся в группах его закрепить.

проектное обучение: Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Всегда требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, командную, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.

образно-эмоциональное обучение; «То, что чувствует «душа», должны
чувствовать пальцы, руки и тело».

ситуативное обучение: Практическое обучение на основе создания тренинг-ситуаций - создается ситуация и надо ее решить.

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значить учатся сотрудничеству и сотворчеству. Процесс творчества развивает и обогащает личность, раскрывает ее таланты и духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ― ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Поиск