Опубликованные материалы

«Критерии оценивания проектной работы на уроках английского языка»

02-06-2024

Новикова Елена Александровна 

 учитель английского языка, ЧОУ "Смоленская Православная гимназия"

ИЗ ТЕОРИИ ВОПРОСА
Согласно ФГОС ООО 2021 программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать … формирование компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности (п. 32.2), а в дальнейшем формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования (ФГОС СОО). Таким образом, проектная работа является обязательной и важной частью образовательного процесса.

ФГОС 2021 разделяют понятия проектная и исследовательская работы.

Проектная деятельность совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Исследовательская деятельность деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проектная работа включена в программу по иностранным языкам с 5 по 11 класс и входит в её практическую часть.

Особенностью проектной деятельности обучающихся возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер. Она связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Любой проект предполагает наличие:

• Продукта (материализованного результата)
• Процесса (это работа по выполнению проекта)
• Защита проекта (иллюстрация образовательных достижений школьника)

Основные формируемые УМЕНИЯ:

• наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы,
экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации;
• слушать и слышать собеседника;
• критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
• проявлять самостоятельность в обучении;
• защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны и т.п.

Основной ФОРМОЙ организации проектной работы на уроках иностранных языков является урок-творческий отчет.

РЕЗУЛЬТАТЫ проектной работы могут быть представлены в виде:

• письменная работа (обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
• материальный объект, макет, конструкторское изделие;
• отчётные материалы, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

ЭТАПЫ работы над проектом:

• постановка проблемы
• проектирование (планирование)
• поиск информации
• создание продукта
• презентация продукта.

ОЦЕНИВАНИЕ результатов проектной деятельности является очень сложным вопросом. Отметка должна быть:

 комплексной (оценивание продукта и его презентации);
 критериальной (элементы, подлежащие оцениванию).

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ
При разработке содержания некоторых критериев (решение коммуникативной задачи и языковое оформление речи) частично использованы/адаптированы критерии оценивания эссе (см. демоверсию ЕГЭ-2021, письменная часть)

№ Критерии

1
Оформление презентации

• Соответствие содержания презентации содержанию рассказа
• Достаточное количество слайдов
• Наличие разнообразного материала (фото, рисунки, карты, таблицы, диаграммы, видео)
• Техническая грамотность
• Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
• Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)

2
Решение коммуникативной задачи (содержание проекта)

• Соответствие между темой и содержанием
• Актуальность, новизна
• Полнота и точность раскрытия темы
• Логическое изложение материала (вступление, осн. часть, заключение)
• Наличие оригинальных находок, собственных суждений

3
Языковое оформление речи

• точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний;
• соблюдение общепринятой сочетаемости английского языка;
• запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие требуемому уровню знаний учащихся в данном классе;
• точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых конструкций требуемому уровню знаний учащихся в данном классе)


4
Защита проекта

• Время выступления (5 мин без видео, не более 8 мин с видео)
• Уровень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)
• Умение привлечь внимание аудитории
• Самостоятельное управление слайдами презентации

При оценивании речи обучающихся при презентации проекта необходимо учитывать уровень, на котором решается коммуникативная задача, и уровень языкового оформления речи.

Уровень Решение коммуникативной задачи Языковое оформление речи

Высокий
• Тема изучена и раскрыта полностью
• Рассказ логичен, последователен, понятен
• Содержание рассказа соответствует задуманному плану
• Использованы правильные средства логической связи

Используемый словарный запас
соответствует уровню знаний учащегося данного класса, практически нет нарушений в использовании лексики (допускается 1 лексическая ошибка)

Используемые грамматические средства
соответствуют уровню знаний учащегося данного класса, нарушений практически нет (допускаются 1–2 негрубые грамматические ошибки)


Средний

• Тема изучена и раскрыта не полностью (80%);
• Стилевое оформление речи в основном правильное (допускаются 2–3 нарушения нейтрального
стиля)
• Имеется незначительное нарушение последовательности рассказа, не искажающее понимание темы
• И/ИЛИ имеются незначительное нарушение структуры рассказа (например: отсутствие вступления или заключения)
• Имеются 1–2 недостатка при использовании средств
логической связи,

Используемый словарный запас
соответствует уровню знаний учащегося данного класса, однако имеются 2–3 лексические ошибки,
ИЛИ словарный запас ограничен, но
лексика использована правильно.

Используемые грамматические
средства соответствуют уровню знаний учащегося данного класса, однако в речи имеются 3–4 негрубые ИЛИ 1-2 грубые грамматические ошибки.


Средне-низкий
• Тема изучена и раскрыта не полностью (50%)
• Имеются ошибки в стилевом оформлении речи (допускаются
4 нарушения нейтрального
стиля)
• Имеется значительные нарушения последовательности рассказа, искажающие понимание темы
• И/ИЛИ имеются значительные нарушения структуры рассказа (например: отсутствие вступления и заключения)
• Имеются 3–4 ошибки в использовании средств логической
связи

Используемый словарный запас
не вполне соответствует уровню знаний учащегося данного класса, в тексте имеются 4 лексические ошибки.

Используемые грамматические средства не вполне соответствуют уровню знаний учащегося данного класса, в речи имеются 5–7 негрубых ИЛИ 3-4 грубые грамматические ошибки.

Низкий
• Тема не изучена и не раскрыта (менее 50%)
• Рассказ не соответствует
требуемому объёму,
• ИЛИ более 30% ответа имеет непродуктивный характер,
• ИЛИ содержание рассказа не соответствует теме проекта.
Используемый словарный запас не соответствует уровню знаний учащегося данного класса, в тексте имеются 5 и более лексических ошибок.

Используемые грамматические
средства не соответствуют уровню знаний учащегося данного класса, имеются многочисленные
грамматические ошибки (8 и более)


Несущественные отклонения – это погрешности, которые не затрудняют понимание и не искажают информацию, а также не нарушают целостность рассказа, воспринимаемого аудиторией на слух.
Существенные отклонения – это погрешности, которые затрудняют понимание и искажают информацию, а также нарушают целостность рассказа, воспринимаемого аудиторией на слух.
Грубые ошибки – это либо ошибки, искажающие смысл и ведущие к сбою в коммуникации (например, учащийся вместо слова “reason” использует слово “cause” -грубая лексическая ошибка), либо ошибка базового уровня (например, игнорирование окончания –s 3-его лица единственного числа глаголов в настоящем простом времени).

Негрубые ошибки – это ошибки, которые не приводят к сбою в коммуникации.

Исходя из вышеизложенного, отметка за проектную работу ставится следующим образом:


Оценка

Характеристика

«5»

все критерии соблюдены в полном объеме и на высоком уровне

«4»

имеются несущественные отклонения в соблюдении одного-двух критериев (средний уровень)


«3»
имеются существенные отклонения в соблюдении 2-3 критериев (средне-низкий уровень)


«2»
полностью отсутствует какой-либо критерий (т.е. презентация или доклад)

ИЛИ

имеются многочисленные существенные отклонения во всех критериях (низкий уровень).


Допускается выставление двух оценок за проект:

«5/4» ставится в случае, если выбор темы, доклад и презентация выполнены на высоком уровне, а языковое оформление речи – на среднем.

«4/5» ставится в случае, если выбор темы, доклад и презентация выполнены на среднем уровне, а языковое оформление речи – на высоком.

«4/3» ставится в случае, если выбор темы, доклад и презентация выполнены на среднем уровне, а языковое оформление речи – на средне-низком.

«3/4» ставится в случае, если выбор темы, доклад и презентация выполнены на средне-низком уровне, а языковое оформление речи – на среднем.

Поиск