Опубликованные материалы

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЛИНОВУЮ МУЛЬТТЕРАПИЮ

12-06-2024

Евгения Сергеевна Коробейникова

 МБДОУ "ДС "Семицветик"

В современном обществе все больше возрастает значимость психологического и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из эффективных методик, способствующих развитию межличностных отношений и разрешению эмоциональных проблем у таких детей, является пластилиновая мульттерапия. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья.


Несмотря на их немалое количество, они часто изолированы от остальных людей не только по причине ограниченных возможностей здоровья, но и психологических барьеров, создаваемых обществом, сломать которые непросто. Детям с ограниченными возможностями трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они ограничены в выборе деятельности.
Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своѐ «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своѐм здоровье. В данном случае необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия. Главная цель арт-терапии - гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество.
Мульттерапия – это метод арттерапии, который облегчает кризисные состояния, помогает преодолевать глубинные страхи, последствия травм и заболеваний, бороться с посттравматическими, невротическими, психосоматическими расстройствами, находить смысл жизни. Он наполняет творчеством и радостью жизнь ребенка. По сравнению с другими арттерапевтическими методами работы с детьми, мульттерапия имеет явные преимущества:
1. Решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.
2. Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы.
3. Главная особенность мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающих первые шаги в анимации.
4. Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.
Пластилиновая мульттерапия – это вид психотерапевтической техники, основанный на использовании пластилина и мультимедийных средств для выражения эмоций и межличностного взаимодействия. Эта инновационная техника сочетает в себе две важные составляющие – пластилин и мультипликацию, что позволяет создать уникальное и полноценное занятие для маленьких пациентов. Данный метод позволяет детям, особенно тем, кто страдает от ОВЗ, создавать и воплощать свои мысли, чувства и фантазии в безопасной и поддерживающей среде.
Исследователи Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф в своих научных трудах представляли результаты того, что на формирование у ребенка самооценки и самосознания, а также на качество взаимоотношений существенно влияют речевые нарушения [1, с. 369]. О.А. Слинько в своих исследованиях отмечает, что у детей данной нозологической группы проблема взаимоотношений со сверстниками может заключаться в бедности средства общения [2, с. 62].
У детей с общим недоразвитием речи возникают трудности в поддержании беседы и в пересказе прослушенного текста, происходит это из-за несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. В ходе многочисленных исследований, учеными выявлено, что большинство замкнутых или с ярковыраженным негативизмом к общению представлены дети, имеющие речевые нарушения [3, с. 9].
Участие в пластилиновой мульттерапии помогает детям с ОВЗ развивать межличностные отношения через совместную игру и творчество. Пластилиновая масса становится своего рода «языком», на котором дети могут выразить свои эмоции и передать их окружающим. Создание с помощью пластилина образов и персонажей, а также их взаимодействие друг с другом, способствует формированию навыков сотрудничества, коммуникации и социальной адаптации.
Пластилиновая мульттерапия также помогает детям с ОВЗ лучше понять и управлять своими эмоциями. В процессе работы с пластилином дети могут визуализировать свои эмоциональные состояния и воспроизвести их на поверхности пластилина. Это дает им возможность более глубоко осознать свои чувства и научиться контролировать их, что в свою очередь способствует улучшению межличностных отношений и регулированию социального поведения.
Основной целью мульттерапии является формирование и развитие у детей позитивного отношения к жизни, общению, обучению; вырабатывание и закрепление положительных эмоции, чувств и общего успешного настроя на все сферы жизнедеятельности. Задачи, которые решаются в процессе проведения мульттерапии, носят комплексный характер:
1) активизировать речевые возможности детей в процессе озвучивания при работе с художественными образами;
2) снять психоэмоциональное напряжение;
3) развивать практические умения, способности к композиционному восприятию;
4) развивать графомоторные навыки, слухо-зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве;
5) социализировать детей через работу в команде.
Через взаимодействие с мультимедийными средствами, такими как аудио и видеоматериалы, пластилиновая мульттерапия также активно развивает речевую и коммуникативную сферу у детей с ОВЗ. Дети могут создавать и рассказывать истории с помощью пластилиновых персонажей, а также включать в процесс интерактивные элементы, что способствует развитию речи, памяти и воображения.
У каждого ребенка (равно как и у взрослого) своя роль: режиссер, сценарист, художник, актер и т.д. И несмотря на то, что перед каждым стоит своя задача, все работают на один результат. Это позволяет каждому ребенку осознавать свою значимость и причастность к общему делу. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества, в котором активно функционируют всевозможные «предметы», взаимоотношения, решаются развивающие, реабилитационные и воспитательные задачи. Поэтому основная цель обучения анимации заключается в воспитании у ребенка потребности в творчестве, исходя из его внутренних возможностей и резервов.
Устранение социальной дезадаптации происходит через выстраивание всех необходимых коммуникативных отношений между сверстниками с речевыми нарушениями, переносимых на различные ситуации. Проведение мульттерапии с детьми с ОВЗ способствует самовыражению воспитанников и формирует навыки мастерства и воплощение фантазий, что значительно улучшает его психофизиологическое состояние в целом. Он открывает возможности для разностороннего и гармоничного развития, а также способствует интеграции детей с ОВЗ в общество.
Таким образом, пластилиновая мульттерапия представляет собой эффективный и инновационный метод работы с детьми с ОВЗ. Этот инструмент способствует развитию межличностных отношений, эмоциональной саморегуляции и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей завязываются спор и отстаивание точки зрения, дети высказывают предложения концовки создаваемого творческого продукта. Во время проработки фазы создания, движения персонажей, дети взаимодействуя друг с другом, учатся договариваться и сотрудничать друг с другом. Формируются такие умения как употребление мультипликационной терминологии, а также дикция.

Список использованных источников:
1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1968 – 576 с.
2. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. - № 1. – С. 62 – 67.
3. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Г. Федосеева. – М., 1999 – 191 с.

Поиск