Опубликованные материалы

Мнемоника для развития памяти у младших школьников

20-04-2024

Ирина Валериановна Петухова

 МОБУ СОШ № 12

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). В последние годы образование столкнулось со снижением качества знаний обучающихся. Это не зависит от учебного предмета: математика ли это, русский язык или история, а также не зависит и от возраста ребенка. И ведь на уроке дети по ФГОС «добывают» знания (системно - деятельностный подход, поисковые методы в обучении и т.д.) и не получают их в готовом виде. Дети усваивают пройденный материал и даже вполне успешно выполняют задания по нему, но по прошествии определенного времени или, например, после каникул, карантина, актированных дней почему- то затрудняются в выполнении заданий, с которыми недавно успешно справлялись. В чем же причина? Почему 20-30 лет назад эта проблема не была такой повсеместной? Оказалось, что у современных детей слабо развита долговременная память. Почему это происходит и только ли в этом дело? Возможно дело в том, что слишком быстро можно, не прилагая дополнительных усилий, найти любую важную информацию в интернете. А все, что облегчает нам работу, лишает нас тренировки. Посмотрите, как облегчили нам жизнь автомобили, стиральные машины-автоматы, посудомоечные машины и многие другие чудеса техники. Раньше для стирки приходилось принести воды, нагреть ее (а в деревне для этого приходилось и печь растопить), стирали вручную, потом еще и полоскать белье приходилось и развешивать. Вот такая физическая нагрузка. А сейчас загрузил белье в машинку, и машина сама все за тебя сделает. Побочный эффект такого упрощения физической деятельности –гиподинамия и слабое физическое развитие. То же самое и с нашей памятью. С приходом интернета на детей свалилось огромное количество не только нужной информации, но и так называемого «информационного мусора». В «доисторические» 80ые, как говорят подростки, не было телефона, интернета. Был телевизор – черно-белый, и мультики он показывал 1 раз в день, а не круглые сутки напролет. Так вот, чтоб найти новую нужную информацию для учебы нам приходилось ходить в библиотеку, а там, если и давали книги на дом, то на определенный период (на несколько дней). Особо ценные экземпляры разрешали читать только в библиотеке, в читальном зале. И не было у нас возможности при каждой необходимости «нырять» в интернет, нужную информацию приходилось запоминать. А самое главное – у нас для этого была мотивация. Не запомнишь – найти потом эту информацию негде будет или опять – в библиотеку. Сейчас такой мотивации у детей нет, так как информация стала легкодоступной. Да и самой информации стало так много, что всю ее удержать в голове невозможно, проще научиться ее находить. Время не стоит на месте, научно-технический прогресс невозможно повернуть вспять. Мы уже не мыслим нашей жизни без умной техники. Интернет прочно вошел в нашу жизнь, принося много удобств. Учителям приходится считаться с новыми реалиями жизни и искать пути решения возникшей проблемы. Мнемоника – это известные с древних времен людям приемы запоминания, которые с успехом применялись во все времена. И «Пифагоровы штаны», и «каждый охотник желает знать» -это все приемы мнемотехники, которые нам знакомы с детства. При многократном повторении информация из кратковременной (оперативной) памяти, которая хранится в гиппокампе (отделе головного мозга) переходит в долговременную память (в коре мозга). Именно в этом и помогают мнемонические приемы. Они помогают «кодировать» информацию, отправляя ее в долговременную память, а потом «декодировать» ее, когда понадобится снова ее извлечь из долговременной памяти.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
С приходом эры интернета и больших объемов информации применение мнемотехник становится наиболее актуально. Они не должны подменять усвоение новой информации, но должны являться «запоминалками», которые создают картинку в мозгу, помогающую быстро припомнить то, что учили. Новое – это хорошо забытое старое. И мнемоника не является исключение. Поэтому незаслуженно забытая и мало применяемая в нашем детстве мнемоника в новой реальности все больше получает признание. Применяется в обучении, помогая решать те новые задачи, которые ставит перед нами новое время. Данные приемы, кроме всего прочего, помогают в развитии образного, логического мышления и фантазии. Научившись применять мнемотехники и придумывать свои «запоминалки», дети будут более продуктивны не только в учебе. Но и в будущей работе.
Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в создании условий для всестороннего развития младших школьников в том числе и с помощью применения мнемонических приемов на уроках в начальной школе.
Оптимальность и эффективность средств.
Область применения мнемотехник на уроках в начальной школе обширна. Во-первых, мнемоника помогает сохранить эффект игры, что очень важно в начальной школе. Во-вторых, помогает развивать внимание, логическое мышление, образное мышление, умение запоминать большие объемы информации, доступно подавать детям сложные темы. В-третьих, при помощи мнемотехник можно «сжать» учебный материал, не теряя качества обучения (во время карантина или актированных дней). В-четвертых, я применяю их для укрупнения дидактических единиц, когда необходимо показать детям целостную картину темы и как в ней все взаимосвязано и аналогично. В-пятых, мнемоника помогает при работе с отстающими детьми, с детьми с ОВЗ и одаренными детьми. Отстающим мнемоника помогает лучше запомнить материал. Одаренным можно, используя принцип мини-макса, при помощи мнемоники ознакомительно давать темы, которые дети будут проходить в более старших классах.
Результативность опыта.
Мнемонические приемы использую на разных предметах, но чаще всего на русском языке и математике. Главным результатом применения мнемоники считаю отсутствие отставания по темам этих предметов, не смотря, на продолжительные карантины и актированные дни. Дети допускают меньше ошибок после изучения сложных для восприятия тем, быстрее ориентируются в пройденном материале, способны запоминать гораздо большее количество информации за раз.

Поиск