Опубликованные материалы

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

30-05-2024

Савватеева Татьяна Анатольевна

 Учитель русского языка и литературы

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся
на уроках русского языка и литературы

Считаю, что речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.
Цель моей педагогической работы заключается в следующем:
- определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства школы.
Работая над данной проблемой, ставлю перед собой задачи:
- научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
- формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; грамотно разрешать конфликты в общении; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах
На уроках русского языка формируются языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями
Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Коммуникативная компетентность также предполагает и способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.
У наших обучающихся беден словарный запас. Мало кто умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, жаргонной речью, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Многие обучающие не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделить главную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов.
Основным направлением в формировании речевой компетенции учащихся является ориентированность на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа строится на постижении художественного текста. Работая с текстом, мы воспитываем такие качества как любовь, патриотизм, милосердие, сострадание, добро. На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Каждый урок строю так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы привить любовь к литературе.
Комплексный анализ текста развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников. Основные организационные формы комплексного анализа текста:
• коллективная работа класса (ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
• один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
• одна из форм самостоятельной работы учащихся;
• одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.
Для достижения поставленной цели использую следующие технологии:
-технология проблемного обучения;
-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
-технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);
-информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Широко используя различные приёмы и методы формирования и развития ключевых компетенций учащихся, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников. У большинства обучающихся формируется положительная мотивация изучения русского языка и литературы; более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученики не боятся ошибок, помогают друг другу, удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых в школе.
Литература
1. Базилевская, В. Б. Вопрос и ответ. Теория и грамматический разбор. В. Б. Базилевская - Воро¬неж, 2005.
2. Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе.2003. № 3.
3. Бельчиков, Ю. Л. Лексическая стилистика. Ю. Л. Бельчиков - М., 2007.
4. Болотнова, И.С. Филологический анализ текста. Часть I. Пособие для филологов/ И.С. Болотнова. – Томск, 2001.
5. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. В.В. Виноградов. – М., 2003.
6. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие / А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова - М., 2000,
7. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. И. Р. Гальперин - М., 2001.
8. Гвоздарев, Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. Ю. А. Гвоздарев - М., 2008.
9. Головин, Как говорить правильно. Б. П. Головин - М., 2008.
10. Голуб, И.Б. Стилистика современного русского языка. И.Б. Голуб - М. 2006
11. Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности. А.И. Горшков – С-Пб., 2000.





Поиск