Опубликованные материалы

Патриотическое воспитание дошкольников

17-04-2024

Гаврилова Вера Георгиевна

 воспитатель МАДОУ№232 г.Ростов-на-Дону

Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность на основе современных технологий образования.




Проблема патриотического воспитания сегодня, является одной из наиболее актуальных.
Концепция модернизации российского образования определяет новые приоритетные задач, одной из которых является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость в воспитании патриотизма у дошкольников, так как дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот период является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Любовь к Родине начинается с любви к природе, к самым близким людям, к своему дому, улице, на которой ребенок живет, к детскому саду, к родному городу, краю. Начинается с формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство любви к своему Отечеству. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом и в котором живёт его семья, и красота окружающей его природы, и шум дождя, и пение птиц… - все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. При ознакомлении дошкольников с родным городом, родным краем реализуются такие задачи, как воспитание любви к своей малой Родине, уважение к труду взрослых, проявление интереса к промыслам и традициям, формирование чувства гордости и ответственности за родной край, формирование бережного отношения к природе края. Представленные задачи реализуются во всех видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, быт. С их помощью у дошкольников формируются не только патриотические чувства, но и выстраиваются отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. При ознакомлении ребенка с родным домом, городом, краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т.д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать историю и особенности своей местности. Он обязан продумать, что рассказать и показать детям. Грамотно подобрать новые современные формы и методы работы. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным при организации углублённой системной работы с детьми дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что проектная деятельность в детском саду предполагает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, в которой принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители воспитанников. Её суть заключается в том, чтобы стимулировать интерес детей к определённым проблемам. Данная деятельность носит характер сотрудничества. Это обусловлено тем, что ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем его мире и на их основе сформулировать проблему и найти пути её решения.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, социально-коммуникативные навыки.
Кроме того, необходимо выстраивать работу по данному направлению на применении новых актуальных на сегодняшний день технологий, таких как STEM – образование, позволяющее формировать ключевые личностные компоненты, совершенствовать умения воспитанников оперировать знаниями, развивать способности самостоятельно решать проблемы и развивать интеллектуальные способности детей.
Так как интерес детей к своему месту жительства вполне естествен и понятен, но сведения, которые они получают из окружающего мира, разрозненны и довольно скудны, то процесс ознакомления с родным городом (а в перспективе и краем) тоже должен быть разнообразен и регулярен. Решением данной проблемы, может стать реализация проекта «Город, в котором я живу», целью которого является, воспитание у дошкольников патриотизма, посредством воспитания любви к родному городу и своему краю. Создание условий для использования в становления их гражданской позиции, возможности позитивной социализации, всестороннего личностного и познавательного развития современных образовательных технологий в т.ч. средств STEM-образования.
В данном проекте, мы реализуем следующие задачи:
• Знакомить детей с городскими объектами и предприятиями, на которых применяются высокие инженерные технологии. Дать им представления о роботах, способных заменять человека и выполняющих его работу.
• Знакомить детей с архитектурой улиц и их зданий, относящихся к различным эпохам и стилям. Дать представления об их отличительных особенностях.
• Учить конструировать различные городские здания и объекты с опорой на фотографии.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к культурному и историческому наследию города, в котором ты живёшь.
• Повышать интерес и компетентность родителей к данной проблеме, привлекать их к активному участию в реализации проекта.
Данный проект состоит из взаимосвязанных блоков
1. «Моя дом, моя улица, мой детский сад»
2. «Улицы, площади и парки родного города»
3. «Учреждения науки и культуры»
4. « Наш город, как промышленный центр»
5. « Исторические памятники и объекты»
Содержание данных блоков изменяется и варьируется в зависимости возраста ребёнка.

Для более успешной реализации проекта используются различные виды деятельности и формы работы: НОД, познавательно-исследовательская, продуктивная, самостоятельная деятельность детей, беседы и презентации на темы: «Наш Ростовский зоопарк», «Архитектура родного города», «Фасады зданий», «Парки и площади нашего города», «Учреждения культуры», «Исторические памятники и объекты» , совместные с родителями: экскурсии виртуальные и реальные, посещения городских объектов, участие в выставках, соревнованиях, посещение музеев, выставок и городских мероприятий. Региональный компонент реализуется в рамках новых современных технологий, где дети совместно с педагогами и родителями участвуют в разработке проектов по краеведческой тематике: «Архитектурные решения в жизни города», «Театры», «Парки и скверы», «Промышленные предприятия», «Город и его жители», «Историческое наследие», «Роботы в жизни города»…, где с помощью конструктора LEGO и других средств смогут передавать старинные и современные объекты архитектуры, особенности парковой архитектуры, внешнего вида животных и птиц нашего региона, совершать виртуальные экскурсии по родному городу с помощью роботов, создавать роботов или роботизированные производственные линии, способные сделать родной город ещё лучше и краше.
Создание сборника мультипликационных фильмов об объектах и достопримечательностях родного города являются логическим завершением и презентацией материалов детского исследования и научно-технического творчества по реализации проекта.




Литература:
1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.А.Васильевой М.2016г.
2.Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ 2004 г.
3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
4. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Мозаика-синтез, Москва,2016 г.

Поиск