Опубликованные материалы

Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ  

12-12-2023

Суфия Асгатовна Валеева

МАДОУ "Детский сад31", воспитатель

Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ  
В настоящее время наблюдается тенденция, когда дети дошкольного возраста чаще сталкиваются с следующими проблемами: скудный словарный запас, неспособность согласовывать слова в предложении, нарушение произношения, проблемы с вниманием и логическим мышлением.


В связи с этим дополнительную актуальность обретает задача обучить детей излагать свои мысли последовательно и грамотно. У дошкольников преобладающую роль играет наглядно-образная память, в то время как запоминание носит непроизвольный характер. Практика показывает, что при обучении детей, наряду с общепризнанными методиками, эффективность которых очевидна, полезным оказывается и использование творческих практик. В процессе обучения всё чаще применяется мнемотехника - совокупность приемов и способов, которые путём образования дополнительных ассоциаций облегчают для детей процесс запоминания.
Зрительно-образная память у детей дошкольном возрасте является преобладающей, для них ещё представляется затруднительным работать с абстрактными понятиями. Мнемотехника в данных условиях помогает приспособиться к процессу запоминания путём развития ассоциативного мышления. Данный подход также помогает повысить внимательность. В результате эффективного использования мнемотехники обогащается словарный запас, что благотворно способствует формированию связной речи и увеличивает объём памяти, за счёт образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника в детском саду обычно осваивается с помощью простых примеров. В первую очередей детей знакомят с мнемоквадратами – простыми изображениями, обозначающими одно конкретное понятие. Это может быть слово, словосочетание, простое предложение. После этого воспитатель усложняет задания, используя мнемодорожки, которые представляют собой квадрат из нескольких картинок, с помощью которых можно составить небольшую историю в нескольких предложениях. После этого можно работать с самой сложной структурой – мнемотаблицей. Она представляет из себя изображения основных звеньев, которые могут быть также и схематичными. Благодаря мнемотаблице можно запомнить и воспроизвести рассказ или стихотворение. Мнемотаблицы могут составлять не только воспитатели, в дальнейшем в этом процессе может быть задействован и ребенок. В таком случае мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но также и на фантазию, способность ребёнка визуализировать образы.
Усваивание обучающей информации без соответствующей подготовки через мнемотаблицу, может оказаться затруднительным для детей младшего дошкольного возраста. По этой причине следует начинать работать с помощью мнемодорожек. Мнемодорожка несет обучающую информацию в малом объеме, что более предпочтительно на первых порах обучения. Работа с мнемодорожкой может вестись с использованием приемов наложения и приложения, эффективных в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Метод частичной/полной графической зарисовки в первое время скорее всего окажется излишне затруднительным.
Предметно-схематические модели мнемотехники, должны соответствовать определенным требованиям:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
Но надо отметить, что, знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:
I этап. Это введение элементов схем, символов. Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален. I
II этап. Введение отрицаний. Например: не большой, не круглый, не съедобный.
IV этап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Овладевание методами обучения при использовании мнемотаблиц в значительной мере способствует сокращению времени обучения. В свою очередь зрительный образ, образующийся у ребенка в момент прослушивания, сопровождавшегося зрительным восприятием рисунков, является дополнительной возможностью лучше и быстрее выучить текст. Чтобы запоминать каждое стихотворение при заучивании используется своя мнемотаблица, воспитатель подбирает рисунки к стихотворению и создаёт ее, опираясь на каждую строчку. Таким образом, постепенно составляется мнемотаблица.
Таким образом, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы: 1. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с. 2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. 352 с. 4. Селевко Г.K. Современные технологии в педагогике // Public Education, 2015.  

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://ped-online.ru/doc/65b3c96fd09c7-МнемотехникаWord (4).docx

 

Поиск