26-01-2024
Картоева Аза Иссаевна
Учитель физики, ГБОУ "СОШ № 12 с.п.Инарки им.А.М.Котиева", с.п.Инарки
Без естественных наук
нет спасения современному человеку;
без этой здоровой пищи, без этого
строго воспитания мысли,
фантазии, без этой близости и
окружающей нас жизни.
А. И. Герцен
Естественнонаучное образование, ядром которого всегда служили физика, математика, химия, биология, является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В условиях ФГОС современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Естественной в учебно – воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объем информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причем особенности преподавания предмета в том, что, несмотря на концентрический характер структуры предмета, практически каждый урок несет в себе новый объем информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребенка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять ее на практике при решении различных видов задач и заданий, почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований учащихся с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
И применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду в решении актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматривать в качестве центральной задачи личностного развития. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Нередко творческое мышление ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эти дети нуждаются в особом внимании и руководстве и в силу личностных особенностей. Такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Именно такой ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с этими детьми, как организация исследовательских секций и объединений (кружков), предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с талантливыми детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.
Развитие творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с учителями. Такая исследовательская работа с учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывает очень положительное влияние на весь класс, и имеют прямой воспитательный эффект. Кроме того, привлечение учащихся к исследовательским работам способствует развитию интереса и предмету и общих навыков исследовательской работы.
Процесс обучения талантливых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Компьютер – самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель, позволяющий проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К счастью, современное оснащение физического кабинета всегда позволяет провести программные лабораторные работы, ввести новые работы, для которых требовалось более сложное оборудование. Но, к сожалению, не все явления в условиях школьного физического кабинета могут быть продемонстрированы. К примеру, это явление микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, «прокрутить» с оптимальной для усвоения скоростью.
Именно с этой целью я и применяю следующие информационные технологии на уроках физики:
– мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
– подготовка дидактических материалов для уроков;
– использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
– поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
– поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
– работа на уроке с материалами Web - сайтов;
– разработка тестов, используя готовые программы – оболочки;
– презентации различного рода;
Для всех детей преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. Чтобы компьютер и его технические возможности с пользой использовать в обучении предмету, необходимо, научить учащихся быть с компьютером на «ты». Научить его:
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point продемонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- работать с электронным учебником на уроке;
- применять учебные программные средства;
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
- работать на уроке и дома материалами Web- сайтов;
- создавать web – страницы по интересующему вопросу учебного материала;
- разрабатывать тесты, используя готовые программы оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Использование информационных технологий в учебно – воспитательном процессе мне позволяет сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным
Для поддержания интереса и развития познавательной активности учащихся я широко использую творческие и исследовательские работы, выполняемые с использованием ИКТ. В том числе «Недели физики», на которых учащиеся могут выставить на конкурс свои творческие и исследовательские работы. Например: реферат на тему: «Четвертое состояние вещества. Плазма», «Физические факторы биосферы», «Ингушетия – кладовая лекарственных трав», «Украшение рода человеческого», «История изобретения гальванического элемента», «Наше спасение в наших руках» и многие другие работы учащихся, занимавшие достойные места в различных международных конкурсах. Я окончательно убедилась в эффективности выбранных мной форм и методов работы, при подготовке м
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://ped-online.ru/doc/65b366250477f-Доклад.docx