Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

15-10-2024

Надежда Ивановна Шадрина

 

 МБДОУ "Детский сад "Тополёк", Камчатский край, Мильковский округ с. Мильково

Аквариум и ребенок
Аквариумы и его обитатели оказывают позитивное влияние на развитие ребенка. Во-первых, сам процесс ухаживания за «подводным царством» дисциплинирует ребенка, приучает к заботе и внимательности. Аквариум развивает познания малыша об окружающем мире. Сам по себе аквариум – это игровая форма развития ребенка.
В отличии от многих других питомцев (кошечек, собачек и хомячков), аквариумные рыбки не столь прихотливы в содержании. Они не требуют выгула, расчесывания, в конце концов у них нету блох! Более того, болезни аквариумных рыбок не передаются и не заразны для людей…
Кроме того, аквариум с подсветкой можно использовать как ночничок.
Ребенок не будет бояться темноты, а аквариумные рыбки будут убаюкивать малыша мерным плаванием в своем подводном царстве.

Уже давно доказано, что аквариум оказывает успокаивающе, релаксирующее действие на человека. Поэтому если ребенок не усидчив, легко возбудим и плохо успокаивается, то на помощь Вам придет именно аквариум.
Аквариум для детей может быть любым: большим или маленьким, простым или наворочанным, круглым или панорамным – это Вам решать. Современный рынок предложит Вам выбор аквариумов для деток на любой вкус.
Теперь давайте поговорим о тех нюансах, которые Вы должны учесть и предусмотреть, решая вопрос об аквариуме для малыша.
Первое и самое главное – Вы должны подумать об безопасности ребенка от аквариума, а равно аквариумных рыбок от ребенка. Здесь будет хорошо работать принцип «Смотри, но не трогай». Подумайте о безопасном подключении аквариумного оборудования к электропитанию (доступ ребенка к нему должен быть максимально ограничен!!!).
Второе, подумайте о месте, где будет находиться аквариум. Аквариум
должен быть расположен, так чтобы Вы максимально могли
контролировать взаимодействие ребенка с ним, так чтобы ребенок не опрокинул на себя его.
Старайтесь приучить ребенка и сами возьмите за правило осуществлять все действия (кормление, чистку) вместе с малышом.
Выбирая рыбок для ребенка, также следует исходить из возрастной категории малыша. Опирайтесь на характер ребенка. Если ребенок – непоседа, то и рыбок выбирайте шустрых (барбусы, неоны). Ну а, если малыш обладает спокойным характером выбирайте мерных-статных рыбок (Золотых рыбок).

13-10-2024

Билик Лилия Николаевна

 

 Воспитатель

Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

11-10-2024

Анжелика Генадиевна Антюхова

 

 МБДОУ "Ручеёк"

Актуальность:
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание остоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.

Вид проекта: познавательно-творческий; групповой.
Продолжительность проекта: 2 недели (с 01.09 по 09.04.2017г.)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инспектора ГИБДД, родители.

Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
- Формировать у детей знания о культуре поведения на дороге.
- Формировать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать опасности на дороге.
- Объединить усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространять знания о правилах дорожного движения среди родителей.
- Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
- Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Предполагаемый результат:
У детей сформируются знания об улице и ее сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, повысится познавательный интерес. Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках. Будет привито желание выполнять данные правила и привлекать к этому родителей. Сформируются у детей правильные понимания значимости правил дорожного движения, своего места, как участника дорожного движения, разовьются необходимые для этого навыки и умения.

Этапы реализации проекта:
1 этап: «Подготовительный»
1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии); дидактических игр, ООД.
2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
3. Подбор информации через интернет.
4. Пополнение предметно-развивающей среды.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)
Мероприятия с детьми:
1. Беседы:
• «Безопасность на дороге»
• «Знаки дорожные помни всегда»
• «Транспорт на улицах города»
• «Правила для пешеходов»
• «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»
2. НОД
3. Художественное творчество:
• Рисование: «Дорожные знаки».
• Лепка: «Веселый светофор».
• Аппликация: «Виды транспорта» (коллективная работа).
4. Составление творческих рассказов:
• «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»;
• «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
• «Интересный случай на дороге».
5. Чтение художественной литературы:
• Е. Житков «Светофор»;
• С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа»;
• Н. Калинин «Как ребята переходили улицу»;
• В. Сиротов «Твой товарищ светофор»;
• П. В. Ивнев «Как разговаривает улица»;
• И. Серяков «Законы улиц и дорог»;
• А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
• Л. Гальперштейн «Шлагбаум»;
• Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
6. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций
• «Дорожные знаки»,
• «Дети и дорога»,
• «Безопасность на дороге».
7. Организация сюжетно- ролевой игры «Улица города», «Правила дорожного движения».
8. Дидактические игры: «Говорящие дорожные знаки», «Красный и зелёный», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Дорожные знаки», «Да, нет» и другие.
9. Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Воробушки и автомобили», «Красный, желтый, зелёный» и другие.
10. Участие во Всероссийской акции «Дорога символ жизни» детей и родителей. (Создание памятки для водителей от дошкольников).
11. Работа с родителями: консультации, беседы.
12. Встреча с инспекторами ГИБДД.

3 этап: «Заключительный»
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Кукольный спектакль по ПДД для детей «Дорога к теремку».
3. Участие в районном семинаре по безопасности, показ развлечения «Баба Яга и азбука дорожного движения».

Вывод: Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

07-10-2024

Егорова Ирина Геннадиевна

 

 воспитатель МБДОУ "Детский сад №3 Зоренька"пос. Урмары

Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».
Посадить за стол кукол.
– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)

Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной».
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)

Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.)

Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться».
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)

Опыт 5. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени».
Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)

Опыт 6. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)

Опыт 7. «Руки станут чище, если помыть их водой».
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)

Опыт 8. «Какая лужа высохнет быстрее?»
– Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)
– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)
Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)
– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)
Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее.)

24-09-2023

Инна Андреевна Данильченко

 

 Данильченко

Ни для кого не секрет, что документальные фильмы о спорте обычно создаются с целью наиболее полно показать жизнь профессионала, достигнувшего определенных результатов, какое-либо значительное мероприятие или просто содержательно и интересно рассказать о видах спорта. Хорошо снятый фильм о спорте является отличным стимулом для подрастающего поколения занять свое собственное время физическими нагрузками и научиться прикладывать силы для достижения поставленных целей.
В нашей школе существует киноклуб «Легенды спорта». На занятиях мы с учениками просматриваем фильмы о великих русских спортсменах, обсуждаем, с какими проблемами в жизни им иногда приходится столкнуться, что бы добиться высоких результатов, анализируем и ищем пути решения этих проблем.
Ученики на таких встречах очень мотивируются к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
№ п/п Название фильма Краткая информация о фильме Фотография из фильма
1 Движение вверх (2017)
Спортивная драма, снятая по реальным событиям. В основе сюжета – победа сборной СССР над сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира ХХ летних олимпийских игр в Мюнхене.

История о том, как грамотный тренерский подход может творить чудеса. Главная мысль повествования – если спортсмены верят в себя и возможность победы, то они в прямом смысле могут прыгнуть выше собственной головы и сотворить настоящее спортивное чудо.
2 Несломленные (2020)

Картина о фигурном катании, полностью основанная на реальных событиях. Даже роли в фильме сыграли сами фигуристы. В центре повествования – две пары в дисциплине парного катания: Наталья Забияко и Александр Энберт, Эшли Кейн и Тимоти ЛеДюк. Они представляют разные страны, но тренируются у одного специалиста. Несмотря на громкое спортивное противостояние, ребята остаются друзьями и поддерживают друг друга, ведь даже самый красивый спорт – это всегда травмы и преодоления.
3 Поддубный (2012)

Биографический драматический художественный фильм, повествующий о жизни легендарного борца Ивана Поддубного. Его называли Чемпионом чемпионов. О силе и волевом характере Поддубного слагали легенды. Даже в 50 лет великий борец одолевал молодых атлетов, ведь обладал фантастической физической формой. В вопросе чести, совести и справедливости Поддубный также не знал никаких компромиссов. Уложить непобедимого борца на лопатки смогла только любовь.

4 Белый снег (2021)

Биографический фильм о легендарной лыжнице Елене Вяльбе, которая сегодня является главным тренером российской сборной лыжников. Маленькая девочка Лена из Магадана достигла высочайших успехов в спорте, но для этого ей пришлось преодолеть невероятные испытания. В 1997 году на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Норвегии , впервые за всю историю существования этого вида спорта, Елена Вяльбе завоевала пять золотых медалей из пяти возможных. Фантастическое спортивное достижение, предысторию которого ты увидишь в этом кино.
5 Тренер (2018)

Юрий Столешников – футболист национальной команды. В самый ответственный момент в своей жизни он спасовал и не забил пенальти, от которого зависел итог матча. После досадной ошибки Столешников покидает сборную, завершает карьеру и устраивается на работу тренером маленькой провинциальной команды. С этим клубом Юрию предстоит вновь поверить в себя, пройти через многие взлеты и падения, совершить настоящее спортивное чудо.
6 Легенда №17 (2012)
И снова – фильм о зимних видах спорта. На этот раз – хоккей. Лента основана на реальных событиях и повествует о восхождении к славе знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова. В кино описываются основные моменты из детства и подросткового возраста Харламова. Ты увидишь, через что ему прошлось пройти, чтобы добиться успеха. Немалая часть ленты уделена первому матчу Суперсерии СССР-Канада 1972 года.
7 Чемпионы: быстрее. Выше. Сильнее. (2016)

Драматический, спортивный и биографический фильм, состоящий из трех небольших новел. Каждая часть повествует о жизни отдельного спортсмена – борца Александра Карелина, гимнастки Светланы Хоркиной и пловца Александра Попова. В фильме ты увидишь истории о том, как трое спортсменов пришли к золотым медалям Олимпийских игр. Все трое стали поистине легендарными фигурами в спорте, но их спортивный путь отнюдь не был простым и безоблачным.



Фотографии с киноклуба:









04-09-2023

Сергеева Вера Юрьевна

 

 учитель русского языка и литература МБОУ "Большечурашевская СОШ"

Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе. Программа «Русская словесность. 5—9 классы» соответствует важнейшим требованиям, обозначенным в современных документах об образовании:
- Федеральном государственном образовательном стандарте
- Примерной основной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и литературе.
Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом. Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом.

11-10-2022

Бутырская Людмила Анатольевна

 

 учитель русского языка т литературы ОГБОУ Гимназия №1

В гимназии, в которой я работаю, собраны учащиеся с разными интеллектуальными способностями и индивидуальными особенностями, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно-ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Подобные задания дают мне возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. Конечно, применение уровневых заданий не исключает использование на моих уроках других вариантов письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ответы учеников всегда внимательно выслушиваю, даже если они спорные. Нередко уроки литературы превращаются в дискуссию. Приучаю детей к цивилизованному ведению диалога, воспитываю терпимость к чужому мнению. Способы общения: понимание, признание и принятие личности другого человека, уважение чужого мнения, понимание чувств и эмоций оппонента. В завершение урока проводим обязательный анализ того, что узнали, чему научились. При выставлении оценки учитываю ряд параметров: конечный результат, пути его достижения, самостоятельность, оригинальность. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата.
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. Применение этого метода показало свою эффективность как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, иллюстративный материал, практические задания с решениями и оформить всё это либо в виде презентации либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, понятно из тех ответов, которые они дают учителю и одноклассникам. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, чтобы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• принимать самостоятельные аргументированные решения;
• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Например, в 11 классе по литературе изучается раздел «Серебряный век». Класс был поделен на группы, ученики получили задание: изучить манифесты представителей различных литературных направлений данного периода в литературе; отобрать стихи, иллюстрирующие основные положения, изложенные представителями литературных направлений начала XX века, подготовить презентацию о своем направлении. Результатом этой работы был "литературный съезд", на котором каждое направление представляло свою позицию и свое творчество. Метод проекта использую в своей работе в системе, например, в 6 классе этот метод использую, в частности, при изучении стихотворений о природе, в этом случае предлагаю ребятам подобрать музыку, видеоряд, иллюстрирующие стихотворения, или нарисовать рисунки-иллюстрации. Это позволяет ребенку не просто заучить стихотворение, а "прочувствовать" его и читать выразительно. Формой проекта является инсценировка литературного произведения, например, басни или отрывка. Такой проект предполагает написание сценария, распределение ролей в группе, создание декораций, продумывание и изготовление элементов костюмов. Несомненно, любой проект, используемый в качестве задания на уроках русского языка и литературы, предполагает не только учебную работу, но и творчество, поэтому ребята с удовольствием включаются в эту деятельность. На сегодня большинство из моих учеников легко справляются с созданием презентаций, которые выполняют в рамках проектов. Использование этого метода позволяет преодолеть у учащихся страх перед публичными выступлениями. Мои учащиеся - участники всех школьных концертов.
Эффективность работы учителя на уроках, несомненно, повышает использование компьютерных технологий. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Использую компьютер на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и дистанционного обучения. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.
Для повышения качества знаний и более эффективной подготовки к ЕГЭ, развития долговременной памяти я разработала свою систему повторения программного материала. Основанием для разработки данной системы стал анализ выполнения текущих срезов и контрольных работ. Первичные данные говорили о том, что программный материал усвоен обучающимися на хорошем уровне, но при проведении итогового контроля показатели качества знаний были несколько ниже. Рассмотрев ситуацию, пришла к выводу, что на уроках опираюсь в основном на кратковременную память, недостаточно уделяя внимание долговременной, для меня выходом стало формирование системы целенаправленного повторения программного материала. Повторение провожу как в самом начале урока через синтаксические и орфографические пятиминутки, решение логических цепочек, дидактические игры, так и на других этапах занятия через работу с тетрадями для конспектов.
Повышенный интерес у детей вызывают нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. Все они присутствуют в моей практике. На таких уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.

11-02-2023

Шакирова Гульгена Мосавировна

 

 воспитатель, МБДОУ "Арский детский сад √8", г.Арск

Проект «Знакомство с Республикой Чувашия».

Актуальность проекта
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту.
Мы, старшая группа №1, выбрали изучить Республику Чувашия.
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одно плановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.
Цель проекта:
Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа.
Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Задачи проекта:
1. Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой (народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки);
2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.
Вид проекта: Развивающий, творческий.
Проект по целевой установке: Познавательный
Руководитель проекта: Шакирова Гульгена Мосавировна
Мубаракшина Кадрия Камиловна
Участники проекта: дети старшей группы №1, родители (законные представители) воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: с 1ноября 2023 года по 13 февраля 2024 года
Место реализации проекта: МБДОУ «Арский детский сад №8»
Мероприятия:
1 этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Чувашия.
2 этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
3этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Чувашия.
4этап: проведение фестиваля «Путешествие по Республике Чувашия», посвященного культуре и традициям чувашского народа.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети узнают:
- знания о флаге и гербе Республики Чувашии;
- как выглядел чувашский национальный женский,мужской костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);
- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;
- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;
- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;
- пополнят свой активный словарный запас;
- познакомятся с образами – символами чувашского узора;
- о чувашских национальных играх;
- о художественной литературе.
1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».
2. Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».
- «Лиса – плясунья»
- «Мост Азамата»
- «Земля Улыпа»
- «Песня»
- «Почему ель и сосна вечно зеленые»
- «Девушка на луне»
3. Чувашские детские игры «Паттр вййнсем»:
- «Надень тухью»
- «Уголки»
- «Луна и солнце»
- «Бросание пояса»
- «Тили – рам»
- «Расходитесь!»
- «Колечко»
- «В быка»
- «Колобок»
- «Хищник в море»
- «Цыган»
- «Сидит Миша»
- «Водяной медведь».
4. Дидактические игры:
«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)
«Слова приветствия»
«Найди такой же узор»
«Что лишнее»
5. Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:
Украшение фартука для Илемпи (рисование)
Салфетка для бабушки (аппликация)
Рубашка для Сетнера –рисование
Посуда (тарелка) – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта.
Дата Вид Тема Цель
01.11.2023 Рассматривание карты Чувашской Республики. Познакомить с республикой Чувашии
9.11.2023 Чтение
Сказка «Мост Азамата» Познакомить с чувашским народными сказками, учить детей понимать содержание сказки
26.11.2023 Беседа Моя Чувашия Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей, историей развития.
27.11.2023 Беседа Чувашские узоры Вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивка, учить детей рисовать, используя разную технику
28.11.2023 Беседа Чувашские народные костюмы
Рассматривание с детьми чувашских головных уборов – хушпу, тухья, масмак, сурпан. Рассказать историю возникновения костюма, его особенности и отличия от народных костюмов других национальностей
7.12.2022 Чувашская народная игра «Салки» Знакомить детей с чувашскими народными играми
17.12.2022 Рассматривание герба и флага Чувашской Республики Продолжать знакомить детей с символикой Чувашии
17.12.2022 Чтение
Сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые» Познакомить детей со сказкой
19.12.2022 Игра «Города» Продолжать знакомить с чувашскими народными играми и правилами игры.
21.01.2024 Беседа Республика Чувашия Вызвать у детей интерес к другим республикам
23.01.2024 Предложить детям нарисовать чувашские узоры Продолжать знакомить детей с изделиями и узорами чувашского народа
24.01.2024 Чувашская народная игра «Не проспи» Продолжать учить с чувашскими народными играми
25.01.2024 Рисование Рубашка для Сетнера – Закреплять знания о чувашских народных промыслах. Учить составлять узор, используя элементы чувашской росписи, ее колорит.
28.01.2024 Игра со строительными материалом «Строим чувашскую хату» Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе
30.01.2024 Беседа О народных промыслах чувашского народа Формирование представлений о быте чувашских предков
30.01.2024 Чуваш халык уены «Чэчэклэр» Чуваш миллэт вэкиллэренэ ихтирамлы монэсэбэт тэрбиялэу
31.01.2024 Чувашские узоры Учить рисовать элементы чувашской росписи
31.01.2024 Чтение художественная литература Сказка «Мышка вострохвостик» Продолжить знакомить сказками чув.н. с.. Формировать навыки творческого рассказывания
4.02.2024 Рисование
Украшение фартука для
Илемпи Учить детей составлять простой узор из элементов чувашского орнамента.
6.02.2024 Мультфильм «Почему сосна всегда зеленая?» Формировать навыки эмоционально –положительного, доброжелательного отношения к другим народам
7.02.2024 Игра «Платочек» Продолжать учить чувашские народные игры
11.02.2024 Предложить украсить тарелку с чувашским орнаментом. Цель: познакомить детей с элементами чувашского орнамента. Учить украшать тарелку элементами орнамента по образцу. Развивать глазомер.
12.02.2024 Беседа «Мой родной язык» Цель: вызвать у детей интерес к родному языку, его разнообразию, желание изучать языки разных народов (чувашский язык)
12.02.2024 Подвижная игра «Хищник в море»
Цель: развивать ловкость.
12.02.2024 Аппликация Салфетка Цель: учить составлять геометрический узор, состоящий из отдельных элементов, по образцам чувашских народных рисунков.
13.02.2024 Чувашская малоподвижная игра «Луна и Солнце» Цель: развивать внимание и ловкость.
13.02.2024 Дидактическая игра «Найди пару» (Машар-туп) Цель: научить различать чувашские орнаменты, сравнивать их между собой.
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Консультация «Народная кукла в игре современных детей».
2. Привлечь родителей к сбору материал

16-11-2023

Назырова Айгуль Ришатовна

 

 учитель русского языка и литературы, МБОУ лицей#3 г. Сургута

Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Воспитательные:
– мотивировать учащихся на размышления о судьбе поколения, о своем моральном облике;
– способствовать воспитанию внимательного читателя.
Образовательные:
–познакомить учащихся с историей создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
– расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве
М. Ю. Лермонтова.
Развивающие:
– продолжить развитие навыков анализа текста;
– способствовать развитию умения самостоятельно работать с художественной и критической литературой.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова, раздаточный материал (таблицы), презентация.

Ход урока

I . Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (3 мин.)
III. Изучение нового материала (12 мин.)
IV. Работа над сюжетом и композицией романа (12 мин.)
V. Рассмотрение проблематики романа (10 мин.)
VI. Подведение итогов (5 мин.)




I . Организационный момент. Вступительное слово учителя
– Добрый день! Сегодня нам предстоит изучение интересного и глубокого материала, буду приветствовать вашу активность!
II. Актуализация знаний
– Вашим домашним заданием было ознакомление и прочтение выделенных мною отрывков романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Что говорит в предисловии о «Герое нашего времени» сам автор? Найдите этот отрывок.
«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
– Как вы думаете, какие исторические события «рисовали» «портрет поколения»? Давайте вспомним исторические события времён М. Ю. Лермонтова.
Работа с презентацией:
1812г. – окончание войны с Наполеоном.
1825г. – восстание декабристов. Начало правления Николая I.
– Историк В.О.Ключевский говорил: «Время правления Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени». Николай I который стремился не допустить возникновения ростков оппозиционности и свободомыслия в обществе. Широкое распространение получили слежка, доносы и свирепые цензурные гонения. Сам Лермонтов говорил: «У будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
III. Изучение нового материала
История создания
(Слайд) В 1836 году юный поэт Лермонтов стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли писателя) должен был нести в своей душе противоречия человека своего времени.
(Слайд) В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах , повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова
История романа «Герой нашего времени» также по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя Печориным, а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора. (Слайд)
В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир-русский гений А.С. Пушкин. (Слайд) Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом ссылки Лермонтова на Кавказ. (Слайд)
Уехав из Петербурга, Лермонтов продолжал работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.
Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, (Слайд) побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателем в образе не скучающего дворянина, без особых занятий, а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.
Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени», хотя первоначальное название – «Один из героев начала века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и, может быть, прямо намекало на декабристов. В окончательном варианте есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).
Смысл названия.
– Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Давайте попробуем дать определение слову «герой».
– А теперь узнаем, какие определения этому понятию дает словарь. (Выступление Алины)
Словарь Ожегова даёт несколько определений данному понятию:
1. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2. Герой – тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, удивление).
3. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
4. Герой – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
– Спасибо, Алина! Итак, какое из данных определений мы возьмём для объяснения названия романа? Вернемся к этому в конце урока.
IV. Работа над сюжетом и композицией романа
– Ребята, расскажите об особенностях композиции романа. (Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием. В центре композиции романа находится Григорий Печорин).
– Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера –типического характера. (слайд) Об этом сказал сам Лермонтов : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»
– Что вы думаете по поводу этого высказывания? (…)
– Итак, композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, проследить историю его жизни. Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени. Сюжет романа строится фрагментарно.
– Скажите, можно ли каждую часть произведения считать самостоятельным рассказом? (Да, при этом единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением).
– В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, а не фабулу. Чтобы понять разницу, необходимо уточнить понятия фабулы и сюжета (Слайд).
Фабула – совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.
Сюжет – та же совокупность событий и происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности, т.е. сюжет – распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.
– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? (Заполнение таблицы)

Сюжет – совокупность событий художественного произведения.

1. «Бэла» /4/
2. «Максим Максимыч» /5/
3. «Предисловие” к “Журналу Печорина» /6/
4. «Тамань» /1/
5. «Княжна Мери» /2/
6. «Фаталист» /3/
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.

1. «Тамань»
2. «Княжна Мери»
3. «Фаталист»
4. «Бэла»
5. «Максим Максимыч»
6. «Предисловие” к “Журналу Печорина».

Сюжет повестей:
1. «Тамань» – прибытие на Кавказ, встреча с контрабандистами
2. «Княжна Мери» – в Кисловодске и Пятигорске. Отношения с княжной Мери, княгиней Верой, дуэль с Грушницким
3. «Фаталист» – рассказ о Вуличе и его смерти
4. «Бэла» – в крепости, отношения с Бэлой
5. «Максим Максимыч» – Печорин уезжает с Кавказа

Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.

«Тамань»

Предисловие ко всему роману.

«Бэла»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

« Максим Максимыч»

Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.

«Бэла»

«Предисловие»

к «Журналу Печорина».

«Тамань»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Затем происходит история с Вуличем.

«Фаталист»

«Княжна Мери»


Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.

«Максим Максимыч»

«Фаталист»



– Остановимся на хронологии событий.
«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.
«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.
«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.
«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.
– Чем обусловлен отказ от хронологии? (выбор наиболее значимых эпизодов; особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказч

28-12-2024

Наталия Григорьевна Шевченко

 

 учитель

АКТИВИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ХИМИИ.
Шевченко Наталия Григорьевна,
МАУО «Кыласовская СОШ»

Активизация функциональной грамотности учащихся по химии - это определенный уровень образованности учащихся школы, выражающий степень овладения ключевыми компетенциями, которые определяет образовательный стандарт по химии основной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности.

На уроках химии мы развиваем различные ценности, одни из таких ценностей, как любовь к Родине, к своему краю возможно при изучении различных тем, среди них изучение металлов и неметаллов.Минерально-сырьевые ресурсы Пермского края включают нефть, газ, калийно-магниевые и натриевые соли, алмазы, золото, железные руды. Однако среди них есть те, которые имеют первостепенное значение для Пермского Края. В первую очередь, это нефть и соль. На этот факт обязательно обращаем внимание при изучение тем: «Соли» пример г. Соликамск (8класс.); «Природные источники углеводородов» (10 класс.), «Металлы» (9 класс.) и др.
Активизировать функциональную грамотность школьников можно с помощью решения ситуационных задач.
Чтобы решить ситуационную задачу, требуется знание нескольких учебных предметов. таких как география, математика, физика, литература, история, биология и др. Например, назовите химические элементы, которые названы в честь ученых? Приведите не менее трех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах (за каждое название и сученого - 1б, протоны и нейтроны-2б)
Еще пример, вы директор предприятия. Экологи обнаружили отклонения от нормы состава воды из близлежащей реки и установлена причина: большие выбросы промышленных отходов в реку. Что вы предпримете?
а) Очистку воды в реке.
б) закроете предприятие;
в) модернизируете очистные сооружения;
В процессе обучения многих тем по химии, мы обсуждаем имена великих учёных, внёсших бесценный вклад в развитие химии: Д.И. Менделеева, М.В. Ломоносова А.М. Бутлерова и др. При этом делаем акцент на их принадлежность великой России, обращаем внимание, что наряду с выдающимися учёными других стран у истоков мировой химии как науки стояли и русские учёные.
Я считаю, что важное при развитии функциональной грамотности – это читательская грамотность. Обучающие на уроках, занимаются чтением с пониманием текста.
Приведу примеры заданий к тексту по теме: «Физические и химические явления в химии».
Задание 1. Прочитайте, предложенный текст и выпишите основные понятия.
Задание 2. Используя ключевое понятие текста, укажите критерии деления, составьте логическую схему. Приведите аргументы с примерами.
Задание3. Ответьте на проблемные вопросы в форме суждений и умозаключений.
Также для актуализации функциональной грамотности использую, различные виды деятельности – выполнение лабораторных работ, составление проектов, презентаций.
Мы сотрудничаем с «Пермским государственным национальным исследовательским университетом», выполняем совместный лабораторный практикум по теме: «Пирогенная трансформация почв». Обучающиеся узнали о географическом расположении почв, посмотрели почвенный профиль различных по типу почв и узнали химический состав почв. Научились определять органическое вещество по методу Тюриля в модификации Никитина, актуальную и обменную кислотность потенциометрическим методом, гидролитической кислотности методом Кеппена, находить подвижные формы фосфора и калия по методу Кирсанова и др.
В своей деятельности я использую дифференцированные задания. Рассмотрим несколько примеров дифференцированных заданий для развития функциональной грамотности. Например, возьмите два вещества: вода и натрий. Напишите уравнения всех возможных реакций, с помощью которых можно осуществить исходя из названных химических реагентов, с целью получения как можно большего числа новых веществ.
Еще пример разноуровневого задания; темы «Чистые вещества и смеси.»:
Задания простого уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) вода из- под крана
б) вода и толченый мел
Задания среднего уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) из железных опилок и серы) из воды, спирта и бензина.
Задания высокого уровня сложности
Как разделить, предложенные смеси:
а) для разделения, которых надо применить фильтрование, перегонку, отстаивание.
б) которые можно разделить на основания различной плотности веществ и температуры кипения.
Для того чтобы объединить учебный процесс в школе с реальной профессиональной жизнью мы активно применяем в процессе обучения экскурсии.
Экскурсия с изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний.
В связи с этим обучающие побывали на экскурсии в почвенном музее, который был создан в 1923году в Пермском государственном аграрном - технологическом университете имени академика Д.Н. Прянишникова.
Во время экскурсии школьники знакомятся с различными профессиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ различных профессий, которые они не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Ещё одна интересная профориентационная экскурсия была проведена ПГАТУ на кафедре лесоводства и ландшафтной архитектуры. По желанию школьников была проведена экскурсия в музей палеонтологии и Ботанический сад им. А.Г. Ганкеля Пермского университета (ФГАОУ ПГНИУ).
Функция формирования профессиональных интересов, мотивации школьников тоже является функцией экскурсии.
Делегация МАОУ «Кыласовская СОШ» посетила мероприятие, проходившее в ОЦ "Сириус" г. Перми по проекту "Большие вызовы".
Таким образом, потенциал химии для актуализации функциональной грамотности велик. Учитель на уроке должен раскрывать воспитательный и развивающий потенциал обучающихся. Создавать условия для решения практико-ориентированных задач, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
• -Воронина Ю. В. Воспитательный потенциал уроков химии в формировании личности обучающегося // Современные научные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам-Парминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление.
• Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_.html

16-10-2022

Медведева-Кутузова Лилия Николаевна

 МБОУ "СОШ №9" г. Новозыбкова

 УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС
Рабочие тетради: быть или не быть?
«Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога».
Э. М. Ремарк


Специфика предмета географии в школе – это его практическая деятельность и образность. Более половины учебных умений учащиеся развивают именно при выполнении практических работ. Создание понятия на уроках иногда просто невозможно без создания образного явления, процесса или территории.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. При их выполнении формируются умения применять теоретические знания на практике. Ученик вооружается жизненно важными умениями: чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
• называть и показывать различные географические объекты;
• описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты;
• измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;
• прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
И для начинающего и для опытного учителя сложно проектировать и проводить Уроки географии практической направленности сложно проектировать любому учителю: и начинающему, и опытному. Организация уроков-практикумов всегда требует большой предварительной подготовки учителя и учащихся, организация должна быть глубоко продумана, оформление и оценивание хорошо разработаны. Учитель должен предусмотреть в таком уроке и современные подходы к обучению: дифференциацию, индивидуализацию, развитие личностных качеств, формирование коммуникативных способностей и т.д., что опять-таки затрудняет процесс проектирования урока. На первом этапе формирования умений у учащихся по проектированию навыков практической деятельности, необходим четкий алгоритм выполнения этих работ. Такой алгоритм хорошо разработан в рабочих тетрадях с комплектом контурных карт различных издательств.
Ниже приведены примеры формирования УУД (по Беловоловой Е.А) с использованием УМК И.И. Бариновой и В.Г. Суслова.
УУД Тип задания Учебник
Отображать связь с различными компонентами УМК как источниками географической информации 9 класс. Урал. 8 класс. Типы климата
• Постройте диаграмму отраслевой структуры промышленности Урала.
• Используя карты атласа и учебника, укажите специализацию металлургических центров Урала. Обозначьте их на контурной карте. • Проследите, в каких климатических поясах расположены российские города-миллионеры.
• Было ли решающим влияние климатических условий на размещение этих городов.
Обеспечивать связь обучения с повседневной жизнью, быть практико-ориентированными
10 класс. География отраслей мирового хозяйства.
• Составление картосхемы основных районов международного туризма.
• Выпишите и нанесите на контурную карту основные районы туризма (Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка.
• -Обозначьте объекты Всемирного наследия
• Выпишите и нанесите маршрут круиза с посещением достопримечательностей. Почему вы выбрали именно их?
• Составьте краткий рассказ о нескольких объектах на разработанном маршруте. Можно оформить в виде рекламного буклета. 8 класс. Учебник Алексеева. Географическое изучение территории России.
• Как вы считаете, какие знания географии необходимы: специалисту по рекламе, издателю газеты, руководителю фирмы по продаже мебели?
8 класс. Учебник Алексеева. Человек в ландшафте.
• Создайте наглядное пособие «Воздействие человека на ПТК в разные исторические периоды».
Подводя итоги статьи, необходимо сказать, что выбор: брать или не брать рабочую тетрадь, какую брать, какую линию УМК, выбрать определяет учитель.

Поиск