16-10-2022
Медведева-Кутузова Лилия Николаевна
МБОУ "СОШ №9" г. Новозыбкова
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
УМК на уроках географии – современные подходы в условиях реализации ФГОС
 Рабочие тетради: быть или не быть?
 «Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога».
 Э. М. Ремарк
 
 
 Специфика предмета географии в школе – это его практическая деятельность и образность. Более половины учебных умений учащиеся развивают именно при выполнении практических работ. Создание понятия на уроках иногда просто невозможно без создания образного явления, процесса или территории.
 Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. При их выполнении формируются умения применять теоретические знания на практике. Ученик вооружается жизненно важными умениями: чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют развитию самостоятельности.
 Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
 • называть и показывать различные географические объекты;
 • описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты;
 • измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;
 • прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
 И для начинающего и для опытного учителя сложно проектировать и проводить Уроки географии практической направленности сложно проектировать любому учителю: и начинающему, и опытному. Организация уроков-практикумов всегда требует большой предварительной подготовки учителя и учащихся, организация должна быть глубоко продумана, оформление и оценивание хорошо разработаны. Учитель должен предусмотреть в таком уроке и современные подходы к обучению: дифференциацию, индивидуализацию, развитие личностных качеств, формирование коммуникативных способностей и т.д., что опять-таки затрудняет процесс проектирования урока. На первом этапе формирования умений у учащихся по проектированию навыков практической деятельности, необходим четкий алгоритм выполнения этих работ. Такой алгоритм хорошо разработан в рабочих тетрадях с комплектом контурных карт различных издательств.
 Ниже приведены примеры формирования УУД (по Беловоловой Е.А) с использованием УМК И.И. Бариновой и В.Г. Суслова.
 УУД Тип задания Учебник
 Отображать связь с различными компонентами УМК как источниками географической информации 9 класс. Урал. 8 класс. Типы климата
 • Постройте диаграмму отраслевой структуры промышленности Урала.
 • Используя карты атласа и учебника, укажите специализацию металлургических центров Урала. Обозначьте их на контурной карте. • Проследите, в каких климатических поясах расположены российские города-миллионеры.
 • Было ли решающим влияние климатических условий на размещение этих городов.
 Обеспечивать связь обучения с повседневной жизнью, быть практико-ориентированными
 10 класс. География отраслей мирового хозяйства.
 • Составление картосхемы основных районов международного туризма.
 • Выпишите и нанесите на контурную карту основные районы туризма (Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка.
 • -Обозначьте объекты Всемирного наследия
 • Выпишите и нанесите маршрут круиза с посещением достопримечательностей. Почему вы выбрали именно их?
 • Составьте краткий рассказ о нескольких объектах на разработанном маршруте. Можно оформить в виде рекламного буклета. 8 класс. Учебник Алексеева. Географическое изучение территории России.
 • Как вы считаете, какие знания географии необходимы: специалисту по рекламе, издателю газеты, руководителю фирмы по продаже мебели?
 8 класс. Учебник Алексеева. Человек в ландшафте.
 • Создайте наглядное пособие «Воздействие человека на ПТК в разные исторические периоды».
 Подводя итоги статьи, необходимо сказать, что выбор: брать или не брать рабочую тетрадь, какую брать, какую линию УМК, выбрать определяет учитель.
