19-05-2025
Набиуллина Гулия Заудатовна
МБОУ "Апастовская СОШ"
Мне хочется с ребятами делиться
Любовью к малой Родине своей,
В ней столько тайн истории хранится,
Есть сотни поводов у нас гордиться ею.
Г. Станиславская.
Введение
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», в котором гражданско-патриотические качества играют определяющую роль:
• любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
• осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Апастово-родина одарённых и талантливых людей. Среди земляков много учёных, врачей, педагогов, юристов, экономистов, деятелей культуры, которые прославлены всему Татарстану, России. Это народный артист РСФСР , оперный певец Фахри Насрутдинов, Народная артистка РСФСР оперная певица Бану Валиева, композитор Сара Садыкова, Герой социалистического труда Г.В. Садовников, профессор и многие другие. Также Апастово гордится Героями Советского Союза Ремом Абзаловым, Салаватом Каримовым, Исламом Насибуллиным, Дмитрием Горбуновым. Известные далеко за пределами Татарстана видные исторические личности, как Садри Залял, Замал Валиди. Мы гордимся своими земляками. И бережно храним память о них.
Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания.
Цель проекта: создание модели для осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся
Новизна проекта: к сожалению возможности привлечения краеведческого материала на исследование и изучение жизни и деятельности некоторых выдающихся людей ограничены. В связи с этим возникла необходимость в самостоятельном определении эффективных путей.
Гипотеза: предполагаю, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит:
- повысить уровень образования и патриотического воспитания;
- развить учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);
- повысить коммуникативный потенциал обучающихся;
- развить навыки поиска информации;
- создать комфортные условия обучения и воспитания;
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
Цель, предмет, гипотеза определили следующие задачи:
- познакомиться с существующим опытом применения метода проектов, направленного на повышение познавательной активности учащихся при изучении родного края;
- адаптировать имеющийся опыт патриотического воспитания на основе краеведения к условиям начальной школы;
- создать и применить на практике методику оценки результатов проектной деятельности младших школьников и определить их место в общей системе оценки достижения каждого ученика.
Продукт: модель осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся и программа по краеведению «Юный краевед» в начальной школе.
Планируемые образовательные результаты
Обучающиеся:
- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;
- умеют аргументировать собственную точку зрения в дискуссии;
- умеют выполнять учебные и творческие задания (рефераты, отзывы, сочинения,);
- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;
- умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;
- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.
Долгосрочный ожидаемый результат: развитая личность, положительно мотивированная, проживающая ситуации своего обучения, вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный интерес. Личность, вовлечённая в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты.
Критерии оценки результативности проекта:
- степень самостоятельности, активности;
- композиция, полнота, убедительность;
- культура речи, аргументы, умение работать в группе;
- умение работать с разными источниками информации;
- позитивная динамика образовательного и воспитательного потенциала школьников;
- рост интереса учащихся к изучению истории своего края;
- личные достижения учащихся («Портфолио» ученика).
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.
Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников. Но с использованием краеведческого материала на уроках окружающего мира я столкнулась с противоречием – необходимостью изучения природы родного края с одной стороны, и содержанием учебников, единых для всей России с другой. Я нашла следующий выход из сложившейся ситуации: включение краеведческих материалов в изучение окружающего мира, в уроки русского языка, родного языка, родной литературы, литературного чтения, а также изобразительного искусства и технологии. Как выяснилось, эта форма обучения взаимно дополняет содержание уроков и прочнее закрепляет знания, полученные на них.
Каждую возможность стараюсь использовать в воспитании. На уроках родного языка и литературы даю детям тексты с биографией выдающихся людей родного края. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные. Очень интересно проходят викторины «Тамчы шоу» по темам краеведения.
Мною разработана программа внеурочной деятельности «Юный краевед». Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края.
Формы занятий: тематические праздники, КТД, художественное творчество учащихся, экскурсии и походы по родному краю, устные журналы, беседы, выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий, походы, дни здоровья, проектная и исследовательская деятельность учащихся, участие в районных конкурсах по краеведению.
В содержание программы включены темы: «Земляки, прославившие город.», «По труду – и честь.» «Апастовцы, удостоенные званий и наград.», «Знакомство с понятиями: гражданин, почетный гражданин, человек года, заслуженный работник культуры, образования, отличник образования, здравоохранения», и т. д.
Глубже понять и уважать свой родной край, его историю, культуру и природные особенности позволяет исследовательская деятельность. На уроках рассматриваю такие темы по которым обучающиеся готовят следующие проекты: «История моих предков», «История моей улицы, моего дома», «История моих бабушек и дедушек», «История моих родителей»,«Родословное древо».
Я мотивирую своих учеников на участие в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, разного уровня. Ребята всегда с большим желанием принимают в них участие, постоянно занимая призовые места. Гайнуллин Т. стал победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений. Замалеев И., Хабибуллин Л. стали призёром конкурса проектов «Символика родного края», «Апастово в числах».
Заключение.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Значимость.
-выявлены возможности урочной и внеурочной деятельности с использованием краеведческого материала как средства гражданско-патриотического воспитания школьников;
-определены педагогические условия, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию школьников в процессе воспитания.
- у школьников заметно повышаются уровни воспитанности и мотивации. Большинство учащихся утверждают, что на уроках, где есть краеведческий материал, им значительнее интереснее, а материал усваивается легче.