Опубликованные материалы

15-09-2022

Самдан Аелита Сергеевна

Учитель биологии, ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва"

АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ. МЕТАБОЛИЗМ
Задачи: познакомить учащихся с понятием «обмен веществ в организме», показать, что ассимиляция и диссимиляция – это два взаимосвязанных процесса.
Элементы содержания: ассимиляция, диссимиляция, анаболизм, катаболизм, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, обмен веществ.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблицы «Обмен веществ в организме», «Биосинтез белка», «Гликолиз».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Задание: сравните два определения, найдите, есть ли в них отличие или они сходны. Чем вы это можете объяснить?
Метаболизм – ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение.
Обмен веществ – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ
и энергии в живых организмах в процессе их жизни.
Обмен веществ складывается из двух взаимосвязанных процессов – анаболизма и катаболизма.

Ассимиляция, или анаболизм (пластический обмен), – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток
1. В ходе ассимиляции происходит биосинтез сложных молекул из простых молекул-предшественников или из молекул веществ, поступивших из внешней среды.
2. Важнейшими процессами ассимиляции являются синтез белков и нуклеиновых кислот (свойственный всем организмам) и синтез углеводов (только у растений, некоторых бактерий и цианобактерий).
3. В процессе ассимиляции при образовании сложных молекул идет накопление энергии, главным образом в виде химических связей.
Диссимиляция, или катаболизм (энергетический обмен), – совокупность реакций, в которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии
1. При разрыве химических связей в молекулах органических соединений энергия высвобождается и запасается в виде молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ).
2. Синтез АТФ у эукариот происходит в митохондриях и хлоропластах, а у прокариот – в цитоплазме, на мембранных структурах.
3. Диссимиляция обеспечивает все биохимические процессы в клетке энергией.
III. Закрепление изученного материала.
Задание. Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции или диссимиляции:
Процессы, протекающие в клетках Обмен веществ
1. Испарение воды
2. Дыхание
3. Расщепление жиров
4. Биосинтез белков
5. Фотосинтез
6. Расщепление белков 7. Расщепление
полисахаридов
8. Биосинтез жиров
9. Синтез
нуклеиновых кислот
10. Хемосинтез А – ассимиляция
Б – диссимиляция
Ответ: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – А, 10 – А.
Домашнее задание: § 2.8.

20-10-2023

Самдан Аелита Сергеевна

Учитель биологии, ГАНООРТ "Государственный лицей Республики Тыва"

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.
ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
Задачи: сформировать знания о сущности процесса мейоза, показать его биологическое значение; познакомить с видами оплодотворения, рассмотреть понятия гаметогенез, сперматогенез, овогенез; изучить процесс образования половых клеток, выявить его закономерности и преимущества перед бесполым размножением.
Элементы содержания: гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, гаметогенез, сперматогенез, овогенез, период размножения, период роста, период созревания, мейоз, конъюгация, оплодотворение, зигота, наружное оплодотворение, внутреннее оплодотворение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы с изображением фаз мейоза.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Вопросы:
1. Какие виды бесполого размножения вы можете назвать?
2. Перечислите виды вегетативного размножения у высших растений.
3. В чем заключается недостаток бесполого размножения?
III. Изучение нового материала.
1. Половое размножение имеет большие эволюционные преимущества по сравнению с бесполым, так как при этом возникает организм с новым, уникальным сочетанием свойств, полученных от обоих родителей, в результате чего он нередко оказывается более приспособленным к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.
Половое размножение – слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток (гамет) и образование оплодотворенной яйцеклетки (зиготы), из которой развивается новая особь, имеющая свой набор хромосом, отличный от родительского, но в котором объединены наследственные свойства двух родительских организмов
Половые клетки – гаметы – образуются у родительских организмов в специальных органах. У животных и человека их называют половыми органами, у растений – генеративными органами. В этих органах развиваются мужские и женские гаметы. Мужские гаметы – мелкие клетки, содержащие только ядерное вещество. Одни из них неподвижные – спермии (у покрытосеменных и голосеменных растений), другие – подвижные (сперматозоиды – у водорослей, мхов, папоротниковидных и у большинства животных организмов, в том числе у человека). Женские гаметы (яйцеклетки) – крупные клетки, в которых помимо ядерного вещества содержится большой запас органических веществ.
Гаметы являются гаплоидными клетками, то есть содержат одинарный набор хромосом. Процесс образования половых клеток, в результате которого в ядре оказывается вдвое меньше хромосом, называют мейозом. Уменьшение вдвое числа хромосом в ядре (редукция) происходит при формировании мужских и женских гамет. При оплодотворении путем слияния половых клеток в ядре зиготы вновь создается двойной набор хромосом.
2.
Мейоз – процесс деления созревающих половых клеток (гамет), в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом
ХОД МЕЙОЗА
Фаза Процессы
1 2
I деление (редукционное)
Профаза I
Удвоение хромосом. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид. Спаривание
гомологичных хромосом и обмен гомологич-
ными участками (конъюгация). Образование аппарата деления
Метафаза I
Расположение гомологичных хромосом
по экватору
Анафаза I
Разделение пар хромосом и перемещение их
к полюсам клетки

Окончание табл.
1 2
I деление (редукционное)
Телофаза I
Образование дочерних клеток
II деление (митотическое)
Профаза II
В каждой дочерней клетке образуется новое
веретено деления (каждая хромосома состоит
из двух хроматид)
Метафаза II
Хромосомы располагаются по экватору клеток, образуются нити веретена деления
Анафаза II
Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние
хромосомы) расходятся к полюсам клеток
с помощью нитей веретена деления
Телофаза II
В каждой из двух клеток хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокинез), образуются четыре гаплоидные клетки
Значение мейоза:
1. Происходит при образовании половых клеток и сохраняет число хромосом в каждом новом поколении.
2. Гомологичные хромосомы в первом делении расходятся независимо, что ведет к появлению в гаметах новых генных комбинаций.
3. Образование в результате мейоза половых клеток с перекомбинированным набором наследственной информации способствует дальнейшему процветанию вида и его приспособленности к изменяющимся условиям среды.
3. Сперматогенез и овогенез.
Половые клетки развиваются у животных в семенниках и яичниках. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а образования яйцеклеток – овогенезом.
В половых железах различают три разных участка (или зоны): зоны размножения, роста, созревания половых клеток.
Зона размножения располагается в самом начале половой железы: здесь находятся первичные половые клетки, которые размножаются путем митоза, и число их увеличивается. Первичные половые клетки затем попадают в зону роста, где деления клеток уже не происходит: клетки растут, достигая тех размеров, которые свойственны половым клеткам каждого вида животных.
После завершения периода роста клетки переходят в зону созревания. Здесь уже формируются яйцеклетки и сперматозоиды. В зоне созревания в результате мейоза у мужских особей образуются 4 гаплоидные клетки, которые превращаются в зрелые сперматозоиды, у женских особей также образуются четыре гаплоидные клетки: одна большая (превращается в яйцеклетку) и три маленькие (направительные тельца), которые погибают.
4. Оплодотворение – процесс слияния половых клеток и образования зиготы.

IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. В чем преимущество полового размножения перед бесполым?
2. Как устроен сперматозоид?
3. Как устроена яйцеклетка?
4. Из каких стадий состоит мейоз?
5. В чем заключается биологическое значение мейоза?
6. Как происходит оплодотворение у растений и животных?
Домашнее задание: § 3.2–3.3.

26-05-2025

Выборнова Ольга Николаевна

Педагог-организатор, ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ", г. Санкт-Петербург

Дополнительное образование играет важную роль в развитии детей, обогащает их знания, умения и навыки, способствует раскрытию потенциала и формированию личности. В наше время, когда технологии развиваются стремительными темпами и информация поступает быстро и в больших объемах, дополнительное образование становится необходимым инструментом для успешной адаптации детей к изменяющемуся миру.
Одним из ключевых аспектов роли дополнительного образования является расширение кругозора ученика. Дополнительные занятия в различных областях, таких как музыка, изобразительное искусство, спорт, естественные науки или программирование, помогают детям познакомиться с разнообразными сферами знаний, развить интересы и выявить свои таланты. Это способствует формированию гармоничной личности и помогает детям лучше понять свои предпочтения и потребности.
Дополнительное образование также способствует развитию креативности и аналитического мышления у детей. Решение нетривиальных задач, работа в коллективе, развитие логического мышления и умения находить нестандартные решения – все это помогает формировать у ребенка критическое мышление, способность к самостоятельному анализу и поиску решений.
Кроме того, дополнительное образование способствует формированию социальных навыков у детей. Общение с ровесниками и наставниками на дополнительных занятиях помогает развивать навыки коммуникации, сотрудничества, уважения к мнению других и адаптацию к различным социальным ситуациям.
Таким образом, дополнительное образование играет существенную роль в формировании личности ребенка, сохранении его интереса к обучению и успешной адаптации в современном мире. Родители и педагоги должны обращать внимание на потребности и интересы детей, поддерживать их желание учиться и развиваться, создавать условия для получения разностороннего образования.
Система дополнительного образования включает в себя различные направления деятельности, такие как спортивное, хореографическое, вокальное, художественное, туристическое, краеведческое и другие.
Некоторые задачи системы:
• Обучение. Расширение кругозора и улучшение знаний обучающихся в различных образовательных областях за рамками общеобразовательных программ
• Развитие. Развитие умений, навыков и творческого потенциала обучающихся в избранных видах деятельности, формирование мотивации к познанию и самообразованию
• Воспитание. Формирование представлений об общечеловеческих, нравственных ценностях, развитие навыков общей культуры, воспитание доброты, любви, уважения, патриотизма
• Деятельность детей в УДОД осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.
• Некоторые методики обучения, которые используются в сфере дополнительного образования детей:
• Методика дифференцированного обучения. Педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
• Методика индивидуального обучения. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
• Методика проблемного обучения. Педагог не даёт детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей).


Дополнительное образование расширяет кругозор детей, помогая им познакомиться с различными сферами знаний и выявить свои интересы и таланты.
Оно способствует развитию креативности, аналитического мышления и критического мышления у детей, что помогает им лучше адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Дополнительное образование также играет важную роль в формировании социальных навыков у детей, таких как коммуникация, сотрудничество и уважение к другим.
Родители и педагоги имеют важную роль в создании условий для получения детьми дополнительного образования, поддерживая их желание учиться и развиваться.
Таким образом, дополнительное образование является неотъемлемой частью процесса развития детей, способствуя их гармоничному росту, успешной адаптации и формированию личности. Важно понимать, что образование не ограничивается школьной программой, и разностороннее развитие детей через дополнительные занятия имеет существенное значение в современном мире.
Роль педагога и родителя в дополнительном образовании ребенка представляется следующей:
Педагог:
Помогает создать атмосферу доверия и поддержки, способствует учебной мотивации и саморазвитию ребенка.
Разрабатывает индивидуальные образовательные программы, учитывая потребности и интересы каждого ребенка.
Организует увлекательные и интересные занятия, стимулирующие развитие учеников.
Поддерживает контакт с родителями, делится информацией о прогрессе учащихся и обсуждает стратегии развития.
Родитель:
Создает условия для дополнительного образования ребенка, поддерживая интерес к учению и посещение дополнительных занятий.
Содействует выбору подходящих внешкольных активностей, учитывая интересы и потребности ребенка.
Оказывает эмоциональную поддержку и поощрение, мотивируя к обучению и преодолению трудностей.
Сотрудничает с педагогами, обсуждает успехи и проблемы, участвует в процессе развития и саморазвития ребенка.
Таким образом, совместное участие педагога и родителя является ключевым фактором в успешном развитии дополнительного образования ребенка, обеспечивая ему поддержку, мотивацию и возможность для саморазвития.

Так же для развития всестороннего развития детей играют условия и психологический комфорт в обучения. Важные аспекты в создании подходящей атмосферы включают в себя:

1. Поддержка и поощрение: Дети и учащиеся должны чувствовать себя поддержанными и поощренными как со стороны педагогов, так и родителей.
2.Интересные методики обучения: Использование разнообразных методик, игр, интерактивных заданий и т.д. поможет поддержать интерес детей к обучению.
3. Комфортное пространство: Важно, чтобы место обучения было комфортным, светлым, уютным и оборудованным всем необходимым для эффективного процесса обучения.
4. Дружественные отношения: Взаимоотношения между педагогами, родителями и учащимися должны быть поддерживающими, доброжелательными и нацеленными на сотрудничество.
5. Индивидуальный подход: Важно учитывать особенности каждого учащегося и предоставлять индивидуальную поддержку и помощь в обучении.
Создание подходящей атмосферы для получения дополнительного образования способствует более эффективному обучению и развитию.
Дополнительное образование может быть замечательным способом не только углубить знания, но и разнообразить и обогатить жизнь ребенка.

22-05-2025

Выборнова Ольга Николаевна

Педагог-организатор, ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ", г. Санкт-Петербург

Русская культура богата традициями и обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Одной из важнейших составляющих этой культуры являются старинные игры и забавы, которые не только развлекали людей, но и способствовали укреплению социальных связей и развитию различных навыков.
Игры помогали развивать физические и умственные навыки, укреплять связи между людьми. Некоторые из них повлияли на современную культуру и традиции.
Русские народные игры могут быть эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей. Они тесно связаны с традициями и обычаями народа, передавались из поколения в поколение.
Некоторые преимущества использования народных игр для воспитания:
• Развитие коммуникативных навыков. Это важный аспект социализации детей.
• Формирование понимания важности следования нормам и ценностям общества. Игры требуют соблюдения правил.
• Развитие физических качеств. Игры развивают ловкость, быстроту и выносливость, что способствует формированию здорового образа жизни.
• Формирование любви к традициям своего народа. Игры помогают приобщить детей к национальным традициям, утверждают в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Горелки, одна из древних игр на Руси, была популярной забавой среди крестьянских детей и молодёжи. Это активная игра, в которой участники делятся на пары, бегают вокруг водящего и уворачиваются от него, чтобы тот их не поймал.
Горелки всегда любили за их простоту. В них можно играть и на улице, и в помещении. Игра помогает развивать сразу несколько навыков: ловкость, скорость реакции, ориентирование в пространстве и работа в команде. К тому же «Горелки» отлично развивают социальные навыки.
В разных регионах России игра могла иметь свои особенности и вариации, но основные правила оставались неизменными. Горелки были важной частью русской культуры и народного творчества, а их правила передавались из поколения в поколение.
Городки — старинная русская народная спортивная игра, которая зародилась ещё в XIX веке и обрела особую популярность в России. В неё играли все слои населения: крестьяне, простые горожане и даже аристократы.
В 1923 году городки как вид спорта получили официальный статус и единый свод правил. Тогда же впервые прошли Всесоюзные соревнования по городошному спорту. В 1928 году городки вошли во Всесоюзную олимпиаду.
Фигуры в городках расставляют в виде своеобразного «города». Суть игры заключается в том, чтобы выбить их из города, бросая биты. Игра проходит в три тура. Победителем становится тот игрок, который выбьет больше фигур за меньшее количество попыток.
Городки помогают развивать такие физические качества, как ловкость, меткость и скорость реакции.
Бабки — старинная народная игра, в которую играли ещё в древние времена, в том числе на Руси. Её история насчитывает тысячелетия. Во время раскопок были обнаружены древнеегипетские изображения людей, игравших в эту игру. Известно, что Древнем Риме бабки назывались словом «tali».
Суть игры в том, чтобы ловко бросить специальные кости, которые и назывались «бабками», и выбить другие кости за наименьшее количество бросков. У игры существует множество разновидностей, придуманных в разных странах и с использованием различных предметов.
В качестве бабок использовались кости животных, например, коров, овец или коз. Помимо костей в игре используются пластиковые или металлические звёзды, или шестиконечные «ежи», и резиновый мяч.
Есть много разных разновидностей игры бабки,например «Кон» или «Катошки». Отличает их способ расставления бабок.
Лапта — русская народная игра с многовековой историей, которую любили и взрослые, и дети. В неё играли на Руси более тысячи лет назад, ещё до принятия христианства. В лапту любили играть во время празднований. Это был популярный способ провести свободное время как для солдат, так и для крестьян.
Для игры понадобится мяч наподобие теннисного и бита из цельного дерева определённой длины и диаметра. Участвует две команды по 10 человек: одни бьют, другие водят.
Задача бьющего — ударить битой по мячу, добежать до противоположной стороны площадки и вернуться обратно, пока мяч не поймает противник. За каждый успешный пробег команда получает одно очко. Если игрока осалили, команда бьющих идёт водить.
Выигрывает команда, которая набрала больше очков за 60 минут.
Салки — детская игра, известная под разными именами, например, пятнашки или догонялки. Игроки пытаются «осалить» друг друга касанием руки, чтобы другой участник забрал на себя роль ведущего в игре.
Салки возникли в Средневековье, когда в мире бушевала эпидемия чумы. Засалить значило передать болезнь другому человеку. Испанцы до сих пор называют эту игру «бубонной чумой».
Бирюльки — настольная народная игра, распространенная в некоторых странах Восточной Европы. Для игры собирают миниатюрные игрушки и предметы, например посуду, лесенки, шляпки и палочки. По правилам их нужно по очереди вытаскивать из кучки пальцами или специальным крючком, не задевая остальные игрушки.
История бирюлек точно не известна. Существует теория, что впервые их правила придумали на Востоке, в Китае. На территории современной России уживалось два вида бирюлек: вариант с палочками или проволочками и городской вариант с набором фигурок из дерева или слоновой кости.
С XIX века бирюльки стали популярным развлечением в салонах для богатой публики, а к началу XX века популярность игры разрослась по всей стране. Наборы для игры в бирюльки дарили в качестве подарков в красивых шкатулках. Появились даже наборы в виде фруктов или овощей.
Выигрывает тот, кто соберёт больше всего бирюлек, или первый, кто соберёт заранее оговорённое число.
Игра «Удар по верёвке» — старинная русская забава, известная с XVI века.
По правилам несколько человек держатся за натянутую верёвку. Один из участников встаёт в центр круга и ударяет по руке одного из игроков. Тем временем участники стараются удержать равновесие и не выпустить из рук верёвку. Тот игрок, который отпускает обе руки, встаёт в центр, и игра продолжается. Та же участь ждёт игрока, если по одной из его рук попадает водящий.
Игра «Удар по верёвке» была особенно популярна среди молодёжи. Она помогала тренировать ловкость, силу и координацию.
Игра «Казаки-разбойники» стала особенно популярна в XX веке. Точных данных о том, когда она появилась, нет. Известно, что она была популярна ещё до революции. Название игры отсылает к тем временам, когда казаки служили силами народной самообороны и охраняли мирное население от разбойников.
Правила игры «Казаки-разбойники» варьируются в зависимости от региона и национального состава. Обычно игроки разбиваются на две команды — казаков и разбойников.
У казаков есть штаб. Игроки из этой команды должны ловить разбойников — дотрагиваться до них и говорить: «Красная печать, никому не убегать».
Разбойники должны придумать два или несколько паролей, только один из которых будет правильным. Их задача — захватить штаб казаков, а казаки должны отразить их атаку и поймать противников. Разбойники могут помогать друг другу сбежать, произнося фразу: «Зелёная печать, можно убегать».
Разбойники могут захватить штаб только совместными усилиями, пока продолжается игра. Игроки обеих команд должны ходить группами, а казаки не должны ходить возле своего штаба.
Казаки пытают разбойников после того как поймают, используя придуманные пытки. Это может быть, например, щекотка или крапива. Разбойники должны терпеть, но если им надоест, они называют вслух пароль, а казаки должны сказать, правильный он или нет. Если угадают, то побеждают казаки, а если нет, разбойники свободны. Теперь они могут захватить штаб и победить.
«Тише едешь»
Полное название игры — «Тише едешь, дальше будешь». Дети любят играть в неё с давних времён. Она развивает координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Правила просты: водящий поворачивается спиной к остальным участникам на финишной линии и громко говорит: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока он говорит, участники пытаются пробежать как можно больше в сторону финиша. Когда фраза заканчивается, они должны замереть на месте. Те, кто не успевают среагировать и остановиться или случайно двигаются, выбывают из игры. Победителем становится тот, кто раньше всех добежит до финиша и коснётся водящего.
Русская игра «Дергач» помогает развлечься в помещении, пока на улице плохая погода. Она похожа на «Жмурки», но между ними есть несколько отличий. В «Дергаче» игроки называются «дергачами», потому что они дёргают за одежду водящего, который пытается их поймать.
Участники садятся около стен, а водящий ходит по комнате с завязанными глазами и пытается поймать игроков. В это время один из игроков дёргает его за полу, другой стучит ногой, третий кричит и так далее. Водящий может схватить дёргающего, если узнает его по голосу, и тогда они меняются местами.
Игра в лото появилась в Италии в XVI веке, а в России она распространилась в XVIII веке. Поначалу в лото играли только обеспеченные люди, но постепенно эта игра стала семейным развлечением. Правила заключаются в том, что ведущий достаёт бочонки из специального мешочка, а игроки зачёркивают в своих карточках выпавшие числа. Выигрывает тот, кто раньше всех зачеркнёт все числа в карточке или в одном из её рядов.
Народные игры и забавы на Руси были важной частью повседневной жизни людей.
Старинные русские игры и забавы представляют собой важную часть культурного наследия, отражая традиции и образ жизни народа. Они не только служили источником радости и развлечения, но и способствовали развитию физических и умственных навыков, укреплению дружбы и социальных связей. В условиях современного мира, где технологии занимают все большее место в жизни, возвращение к этим играм может стать отличным способом сблизить людей, укрепить семейные узы и сохранить культурные традиции.

20-05-2025

Выборнова Ольга Николаевна

Педагог-организатор, ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ", г. Санкт-Петербург

Патриотическое воспитание — это важный аспект формирования личности ребенка, который закладывает основы его гражданской позиции, уважения к родине и её культуре. В дошкольном возрасте, когда дети активно познают мир, особенно важно прививать им патриотические чувства.
Значение патриотического воспитания
Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте имеет несколько ключевых значений:
1. Формирование идентичности: Дети начинают осознавать свою принадлежность к определенной культуре и стране, что способствует формированию их идентичности.
2. Уважение к истории и культуре: Знакомство с историей своей страны, её традициями и культурными ценностями помогает детям развивать уважение к своему наследию.
3. Социальная ответственность: Патриотическое воспитание учит детей быть ответственными гражданами, заботиться о своей стране и обществе.
Методы патриотического воспитания
Существует множество методов и подходов к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
Игровые формы
Игры — это один из самых эффективных способов обучения. Патриотические игры могут включать в себя:
• Ролевые игры: Дети могут разыгрывать сцены из истории своей страны, что помогает им лучше понять её культуру.
• Настольные игры: Игры, основанные на знании символов и истории страны, могут быть как развлекательными, так и образовательными.
Творческие занятия
Творческие занятия, такие как рисование, лепка и музыка, могут быть направлены на патриотическую тематику:
• Рисование флагов и гербов: Дети могут создавать свои версии национальных символов.
• Песни о родине: Изучение и исполнение патриотических песен помогает детям развивать любовь к своей стране.
Экскурсии и мероприятия
Организация экскурсий и мероприятий, связанных с историей и культурой страны, также играет важную роль:
• Посещение музеев: Экскурсии в исторические и культурные учреждения помогут детям лучше понять свою страну.
• Праздники и мероприятия: Участие в патриотических праздниках, таких как День Победы, формирует у детей чувство
Любовь к Родине является основополагающим элементом патриотического воспитания, который оказывает значительное влияние на формирование гражданской идентичности и ответственности у детей дошкольного возраста. Эта любовь не только укрепляет эмоциональную связь ребенка с его страной, но и способствует развитию его личностных качеств, необходимых для активного участия в жизни общества.
Значение любви к Родине для формирования патриотизма и личностного развития детей
Любовь к Родине — это не просто эмоциональное чувство, а глубокое осознание своей связи с историей, культурой и традициями своей страны. Она играет ключевую роль в формировании патриотизма, чувства принадлежности и личностного развития детей, особенно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы их мировосприятия и гражданской идентичности.
Формирование патриотизма
1. Эмоциональная связь: Любовь к Родине создает прочную эмоциональную связь между ребенком и его страной. Это чувство гордости за достижения своей нации, ее культуру и историю, что способствует формированию патриотического сознания. Дети, которые испытывают любовь к Родине, более склонны к уважению и заботе о своей стране.
2. Знание истории и культуры: Патриотизм невозможно развить без понимания истории и культуры своей страны. Любовь к Родине побуждает детей изучать и ценить культурные традиции, народные обычаи и исторические события, что укрепляет их идентичность и чувство принадлежности.
Чувство принадлежности к культуре и истории
1. Идентификация с нацией: Осознание своей принадлежности к определенной культуре и нации формирует у детей чувство идентичности. Это помогает им понять, что они являются частью чего-то большего, что их действия и поступки влияют на общество в целом.
2. Гордость за достижения: Любовь к Родине способствует формированию гордости за достижения своей страны, будь то в области науки, искусства или спорта. Это чувство гордости вдохновляет детей стремиться к успеху и вносить свой вклад в развитие своей нации.
Влияние на личностное развитие
1. Развитие социальных навыков: Любовь к Родине формирует у детей чувство ответственности за окружающий мир. Они начинают осознавать важность участия в жизни общества, что способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, эмпатия и уважение к другим.
2. Формирование ценностей: Патриотическое воспитание, основанное на любви к Родине, помогает детям усваивать важные жизненные ценности, такие как честность

Влияние на формирование гражданской идентичности
1. Осознание принадлежности: Любовь к Родине помогает детям осознать свою принадлежность к определенной культуре и нации. Это осознание формирует у них чувство гордости за свою страну и её достижения, что является важным аспектом гражданской идентичности.
2. Понимание ценностей: Через любовь к Родине дети начинают понимать и ценить основные ценности своей страны, такие как свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности становятся основой для формирования их гражданской позиции и активного участия в жизни общества.
Влияние на развитие социальной ответственности
1. Активное участие в жизни общества: Любовь к Родине побуждает детей заботиться о своей стране и обществе. Они начинают осознавать, что каждый гражданин несет ответственность за благополучие своей страны, что формирует у них активную гражданскую позицию.
2. Служение обществу: Патриотическое воспитание, основанное на любви к Родине, вдохновляет детей на участие в общественных делах, волонтерских акциях и других формах служения. Это формирует у них чувство ответственности за окружающий мир и желание вносить свой вклад в его улучшение.
Заключение
Таким образом, любовь к Родине играет ключевую роль в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Она не только способствует формированию их гражданской идентичности, но и развивает чувство социальной ответственности, что в дальнейшем влияет на их активное участие в жизни общества и формирование зрелой гражданской позиции. Важно, чтобы взрослые, включая родителей и воспитателей, поддерживали и развивали эту любовь, создавая условия для ее проявления в повседневной жизни детей.

19-05-2025

Набиуллина Гулия Заудатовна

МБОУ "Апастовская СОШ"

Мне хочется с ребятами делиться
Любовью к малой Родине своей,
В ней столько тайн истории хранится,
Есть сотни поводов у нас гордиться ею.
Г. Станиславская.

Введение
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», в котором гражданско-патриотические качества играют определяющую роль:
• любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
• осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Апастово-родина одарённых и талантливых людей. Среди земляков много учёных, врачей, педагогов, юристов, экономистов, деятелей культуры, которые прославлены всему Татарстану, России. Это народный артист РСФСР , оперный певец Фахри Насрутдинов, Народная артистка РСФСР оперная певица Бану Валиева, композитор Сара Садыкова, Герой социалистического труда Г.В. Садовников, профессор и многие другие. Также Апастово гордится Героями Советского Союза Ремом Абзаловым, Салаватом Каримовым, Исламом Насибуллиным, Дмитрием Горбуновым. Известные далеко за пределами Татарстана видные исторические личности, как Садри Залял, Замал Валиди. Мы гордимся своими земляками. И бережно храним память о них.
Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания.
Цель проекта: создание модели для осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся
Новизна проекта: к сожалению возможности привлечения краеведческого материала на исследование и изучение жизни и деятельности некоторых выдающихся людей ограничены. В связи с этим возникла необходимость в самостоятельном определении эффективных путей.
Гипотеза: предполагаю, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит:
- повысить уровень образования и патриотического воспитания;
- развить учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);
- повысить коммуникативный потенциал обучающихся;
- развить навыки поиска информации;
- создать комфортные условия обучения и воспитания;
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
Цель, предмет, гипотеза определили следующие задачи:
- познакомиться с существующим опытом применения метода проектов, направленного на повышение познавательной активности учащихся при изучении родного края;
- адаптировать имеющийся опыт патриотического воспитания на основе краеведения к условиям начальной школы;
- создать и применить на практике методику оценки результатов проектной деятельности младших школьников и определить их место в общей системе оценки достижения каждого ученика.
Продукт: модель осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся и программа по краеведению «Юный краевед» в начальной школе.
Планируемые образовательные результаты
Обучающиеся:
- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;
- умеют аргументировать собственную точку зрения в дискуссии;
- умеют выполнять учебные и творческие задания (рефераты, отзывы, сочинения,);
- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;
- умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;
- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.
Долгосрочный ожидаемый результат: развитая личность, положительно мотивированная, проживающая ситуации своего обучения, вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный интерес. Личность, вовлечённая в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты.
Критерии оценки результативности проекта:
- степень самостоятельности, активности;
- композиция, полнота, убедительность;
- культура речи, аргументы, умение работать в группе;
- умение работать с разными источниками информации;
- позитивная динамика образовательного и воспитательного потенциала школьников;
- рост интереса учащихся к изучению истории своего края;
- личные достижения учащихся («Портфолио» ученика).
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.
Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников. Но с использованием краеведческого материала на уроках окружающего мира я столкнулась с противоречием – необходимостью изучения природы родного края с одной стороны, и содержанием учебников, единых для всей России с другой. Я нашла следующий выход из сложившейся ситуации: включение краеведческих материалов в изучение окружающего мира, в уроки русского языка, родного языка, родной литературы, литературного чтения, а также изобразительного искусства и технологии. Как выяснилось, эта форма обучения взаимно дополняет содержание уроков и прочнее закрепляет знания, полученные на них.
Каждую возможность стараюсь использовать в воспитании. На уроках родного языка и литературы даю детям тексты с биографией выдающихся людей родного края. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные. Очень интересно проходят викторины «Тамчы шоу» по темам краеведения.
Мною разработана программа внеурочной деятельности «Юный краевед». Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края.
Формы занятий: тематические праздники, КТД, художественное творчество учащихся, экскурсии и походы по родному краю, устные журналы, беседы, выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий, походы, дни здоровья, проектная и исследовательская деятельность учащихся, участие в районных конкурсах по краеведению.
В содержание программы включены темы: «Земляки, прославившие город.», «По труду – и честь.» «Апастовцы, удостоенные званий и наград.», «Знакомство с понятиями: гражданин, почетный гражданин, человек года, заслуженный работник культуры, образования, отличник образования, здравоохранения», и т. д.
Глубже понять и уважать свой родной край, его историю, культуру и природные особенности позволяет исследовательская деятельность. На уроках рассматриваю такие темы по которым обучающиеся готовят следующие проекты: «История моих предков», «История моей улицы, моего дома», «История моих бабушек и дедушек», «История моих родителей»,«Родословное древо».
Я мотивирую своих учеников на участие в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, разного уровня. Ребята всегда с большим желанием принимают в них участие, постоянно занимая призовые места. Гайнуллин Т. стал победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений. Замалеев И., Хабибуллин Л. стали призёром конкурса проектов «Символика родного края», «Апастово в числах».

Заключение.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Значимость.
-выявлены возможности урочной и внеурочной деятельности с использованием краеведческого материала как средства гражданско-патриотического воспитания школьников;
-определены педагогические условия, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию школьников в процессе воспитания.
- у школьников заметно повышаются уровни воспитанности и мотивации. Большинство учащихся утверждают, что на уроках, где есть краеведческий материал, им значительнее интереснее, а материал усваивается легче.

19-05-2025

Пашкова Анна Владиславовна

учитель-дефектолог, логопед, МБОУ СОШ №8, г. МИллерово

Аннотация: Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.
Ключевые слова: ИКТ, речевые дефекты, современные технологии.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится все более актуальным. ИКТ могут значительно облегчить процесс обучения и коррекции развития таких детей. Рассмотрим некоторые аспекты использования ИКТ в работе учителя-логопеда:
1. Индивидуализация обучения

Адаптивные программы: Использование специализированного программного обеспечения для создания индивидуальных учебных планов, которые учитывают особенности каждого ребенка.
Интерактивные платформы: Программы, позволяющие детям учиться в своем темпе и по своему графику.

2. Мотивация и Engagement

Геймификация: Интерактивные игры и приложения делают процесс обучения более увлекательным и помогают поддерживать интерес детей.
Визуальные и аудио-материалы: Использование мультимедийных ресурсов, таких как видео, анимации и аудиозаписи, способствует лучшему восприятию материала.

3. Общение и взаимодействие

Виртуальные классы: Платформы для дистанционного обучения позволяют детям с ОВЗ участвовать в занятиях, не выходя из дома.
Социальные сети и мессенджеры: Создание групп для общения между детьми, что способствует развитию коммуникативных навыков.

4. Оценка и диагностика

Интерактивные тесты и опросники: Использование онлайн-тестов для проверки знаний и умений детей.
Анализ результатов: Современные технологии позволяют быстро анализировать достижения и выявлять проблемы в обучении.

5. Развитие навыков

Специальные приложения: Использование программ для работы над речью, что может включать блок-схемы, карточки и предложенные задания.
Виртуальные тренажеры: Упражнения на развитие моторики, восприятия, внимания и других важных навыков.

Примеры ИКТ в логопедической практике

Программы для коррекции речи: Aplicativo для обучения фонематическому слуху, артикуляции, аудирования.
Развивающие игры: Платформы, позволяющие детям учиться через игру, развивать лексикон и грамматику.

Заключение

Информационно-коммуникационные технологии открывают новые горизонты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Их использование помогает создавать более продуктивные и привлекательные условия для обучения, а также способствует интеграции детей в общество.

Важно помнить, что технологии должны использоваться в сочетании с традиционными методами работы, обеспечивая комплексный подход к развитию каждого ребенка.

19-05-2025

Глущенко Алла Робертовна

учитель химии

Эффективность использования домашнего эксперимента
в курсе химии 8 класса
«Ни одна наука не нуждается в
эксперименте в такой степени, как
химия...»
А.М. Бутлеров

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что дисциплина «Химия» всегда вызывала у учащихся 8 класса помимо интереса ещё и большие трудности при её изучении. Интерес – понятно, ведь слово «химия» у учащихся ассоциируется со словом «эксперимент», а трудности– это и большой объем теоретического материала, и сложный для понимания язык изложения в учебнике, недостаточная сформированность познавательной деятельности детей, вследствие чего развиваются такие черты личности как невнимательность, неусидчивость, сниженная работоспособность.
Для меня, как и для многих других учителей сегодня, как и много лет назад, актуален вопрос: «Как научить детей учиться?» Ведь прежде чем требовать отдачи от детей- надо научить их воспринимать материал осознанно.
Конечно же, решение –удовлетворить ожидание ребенка, т.е. начать с эксперимента– будет самым правильным для мотивации изучения химии в 8 классе. Учитель может продемонстрировать любой опыт и объяснить его. Но все мы знаем, что учащиеся всегда хотят сами провести эксперимент. И тут возникает проблема: урок ограничен временными рамками, да и часто нет оборудования для каждого учащегося. Вот тут как раз будет эффективным использование домашнего эксперимента. Домашний эксперимент обладает несомненным преимуществом перед другими видами экспериментальной работы учащихся в 8 классе. Оно состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша. На практике домашние эксперименты я применяла давно, но впервые задумалась о серии домашних экспериментов только, когда начала вести пропедевтический курс химии в 7 классе по учебнику О.С. Габриеляна. Кто его использовал в работе, тот знает, что в курсе есть много заданий, которые можно предложить детям в качестве домашнего эксперимента: это диффузия веществ в воздухе, в водных растворах, разделение смеси, способы очистки веществ, переходы воды в разные агрегатные состояния, коррозия металлов, и даже наблюдение за горящей водой (в присутствии родителей). Курс просуществовал недолго. И тогда я решила разработать серию домашних экспериментов для учащихся 8 класса по каждому разделу. Работу облегчали просторы интернета, откуда брала различные эксперименты.
Основным условием в моей работе было участие в домашнем эксперименте всех детей в обязательном порядке, хотя много читала, что домашние эксперименты нужно выполнять по желанию. Но хотелось дать старт всем детям, ведь, как мы знаем, у современных детей желание одно – играть в телефоне. Выполнять домашний эксперимент необходимо было только по инструкции, предложенной учителем. При этом инструкция сильно упрощалась в первых домашних экспериментах (прописывалась коротко, простыми предложениями), делилась четко по этапам, неизменным было название, постановка цели, инструктаж по ТБ и предложение о выводе по эксперименту. Кроме того, вместо записей предлагалось демонстрировать учителю видео, в котором учащийся проговаривает все свои действия с выводами. Фотоотчет не приветствовался. Ведь выступления на видео помогают детям развивать речь, мышление. Дети перестают стесняться в процессе видеозаписи, начинают анализировать свои ошибки, исправлять их. Обязательно выбираю лучшую работу и, с разрешения учащихся, демонстрирую всему классу. Очень интересно, что ребята, просмотрев работу, пытаются улучшить выполнение своей следующей работы.
В качестве бонуса предоставлялась возможность работы в паре с обсуждением на камеру, возможность привлечения родителей. В это время в родительских чатах располагаю обращение с просьбой поддержать детей и помочь им. И, конечно же, неустанное напоминание о проведении домашнего эксперимента обязательно. Постепенно инструкции усложняются. В них появляется все больше научных терминов, тривиальных названий веществ.
Конечно, на учителя ложится большая нагрузка по организации домашнего эксперимента. Но это того стоит. Ведь как результат:
-дети учатся самостоятельности, совершенствуют практические навыки по химии, расширяют химический кругозор;
- возникает потребность учащихся узнать больше, чем изучается на уроке
- возникает способность и время осмысливать наблюдаемое и делать выводы.
- лучше запоминаются тривиальные названия веществ.
-выявляются творческие дети. У них особенный подход в изложении своей работы, они стараются даже в домашних условиях подобрать посуду для эксперимента, очень похожую на лабораторное оборудование. Такие учащиеся стараются выдвигать гипотезы и в выводе обязательно указывают, подтвердились они или нет. И, как следствие, инструкции для них дифференцируются.
В завершение хочу сказать, что с начала учебного года мы с ребятами провели 6 домашних экспериментов :
-на разделение смесей –(сухого молока и песка, хроматография, просеивание)-3 эксперимента
-на изменение агрегатного состояния -1 эксперимент
-на диффузию -2 эксперимента
Внедрение домашнего эксперимента в работу у меня вошло в систему. Я постоянно меняю состав экспериментов, благодаря большому выбору в интернете. Считаю эффективным использование домашнего эксперимента в учебном процессе для 8 класса.

19-05-2025

Глущенко Алла Робертовна

учитель химии

Все мы знаем, что учащиеся всегда хотят сами провести эксперимент. И тут возникает проблема: урок ограничен временными рамками, да и часто нет оборудования для каждого учащегося. Вот тут как раз будет эффективным использование домашнего эксперимента. Домашний эксперимент обладает несомненным преимуществом перед другими видами экспериментальной работы учащихся в 8 классе. Оно состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша. На практике домашние эксперименты я применяла давно, но впервые задумалась о серии домашних экспериментов только, когда начала вести пропедевтический курс химии в 7 классе по учебнику О.С. Габриеляна. Основным условием в моей работе было участие в домашнем эксперименте всех детей в обязательном порядке, хотя много читала, что домашние эксперименты нужно выполнять по желанию. Но хотелось дать старт всем детям, ведь, как мы знаем, у современных детей желание одно – играть в телефоне. Выполнять домашний эксперимент необходимо было только по инструкции, предложенной учителем. При этом инструкция сильно упрощалась в первых домашних экспериментах (прописывалась коротко, простыми предложениями), делилась четко по этапам, неизменным было название, постановка цели, инструктаж по ТБ и предложение о выводе по эксперименту. Кроме того, вместо записей предлагалось демонстрировать учителю видео, в котором учащийся проговаривает все свои действия с выводами. Фотоотчет не приветствовался. Ведь выступления на видео помогают детям развивать речь, мышление. Дети перестают стесняться в процессе видеозаписи, начинают анализировать свои ошибки, исправлять их. Обязательно выбираю лучшую работу и, с разрешения учащихся, демонстрирую всему классу. Очень интересно, что ребята, просмотрев работу, пытаются улучшить выполнение своей следующей работы.

16-05-2025

Кравченко Андрей Николаевич

Преподаватель. ГБОУ СПО ЛНР "Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства" г. Луганск, ул. Переяславская, д. 7

«Искусственный интеллект: Создание, применение, развитие»
Автор: Кравченко А.Н.
ГБОУ СПО ЛНР «ЛКИТП», г. Луганск.

Искусственный интеллект - это удивительная технология, которая позволяет машинам не только выполнять команды, но и думать, учиться, высказывать свое мнение и даже показывать эмоции.
Рисунок 1
Сегодня он проникает во все сферы жизни, от смартфонов и умных колонок до современных автомобилей и даже роботов. Но как возникло это явление, какие невероятные открытия произошли на его базе и каким будет его будущее?
Идея создания «нечеловеческого разума» появляется еще в древние времена, когда люди мечтали о создании «сверх-бога» думающего не как человек. Истории бронзовых големов и механических устройств пробудили воображение ученых и философов. Современная фаза развития началась в середине 20 века, а именно в 1950 году
Алан Тьюринг предложил тест, который определил, может ли компьютер мыслить как человек. Этот тест до сих пор считается важным в области ИИ.
Официальное же зарождение термина "искусственный интеллект" произошло в 1956 году на конференции Дартмутского колледжа.

Рисунок 2
Тогда учёные надеялись, что в ближайшие годы создадут умные машины, но развитие технологий оказалось сложнее, чем ожидалось. В 1980- е годы появились прототипы нейронных сетей, которые позволили обучать ИИ на примерах.
Но настоящая революция случилась лишь в 21 веке, когда компьютеры стали мощнее, а данные — доступнее. Сейчас ИИ использует огромные объёмы информации и сам обучается, становясь всё умнее, логичнее и доступнее. Уже сейчас каждый может пообщаться с нейросетью, например на тему здорового питания, где нейросеть на основе множества книг и статей расскажет, чем правильно питаться, как и в каком количестве. Некоторые нейросети способны даже сгенерировать фото и видео которые практически невозможно отличить от реальных, а применение в сфере аудио вообще шагнуло настолько, что нейросеть генерирует голос 1 в 1 как настоящий, или чей либо, и их различить вообще невозможно. Но как же создаются и работают нейросети? И безопасны ли они для человечества?
ИИ не рождается сам по себе. Его создают программисты, которые пишут специальные алгоритмы — как азбука для первоклассника, по которым программа учится решать задачи.

Рисунок 3
Главное — дать нейросети много примеров, чтобы она могла анализировать информацию и делать выводы. Например, если ты показываешь программе тысячи фото котов и собак, она постепенно научится их различать. Все начинается со сбора данных. В настоящее время в алгоритмы загружаются образцы, от фотографий животных до записей разговоров. Любая информация помогает учиться и повышать производительность. Далее происходит обучение. Используя методы машинного обучения и нейронные сети, ИИ начинает видеть закономерности, находить скрытые связи и адаптироваться к определенным задачам. Это происходит как воспитание ребенка, который, пробуя, делая ошибки, нашел правильный путь. После начинается исследование, пришло время для анализа: наконец, нейросеть может различать изображения, точно распознавать речь или предсказывать события. Этот этап помогает убедиться, что творчество, которое вы создаете, действительно готово представлять реальность. Когда все испытания идут хорошо, ИИ входит в мир, чтобы помогать людям, облегчать нашу жизнь, быть ярче и безопаснее.
Искусственный интеллект тоже бывает разным: некоторые имеют четкие инструкции, такие как умные колонки или роботы-пылесосы, в то время как другие находят способы улучшить себя, обучаясь на примерах. Например «Алиса» не имея искусственного интеллекта, может выключить свет в комнате, включить музыку, мультики или рассказать анекдоты или рецепт торта.

Рисунок 4
Мечтой ученых остается создание искусственного интеллекта, способного к творчеству и глубокому мышлению, подобного человеческому разуму, но пока что до этого далеко. Но как же мы применяем нейросети в повседневной жизни?
Искусственный интеллект уже меняет многие сферы жизни, делая их более практичными и современными: Голосовые помощники, такие как «Алиса», «Сири» или «Google Assistant», не только помогают решать проблемы, но также могут поддерживать разговор, рассказывать анекдоты или рекомендовать новый фильм. Алгоритмы потоковых сервисов выбирают музыку и фильмы, предсказывая наши желания.
Помощь в медицине, анализирует изображения, жалобы, анализы и выявляет ранние признаки заболевания, помогая врачам в диагностике. Некоторые больницы уже используют роботизированные хирургические системы, способные выполнять самые сложные операции с непревзойденной точностью.

Рисунок 5
Трансформеры тоже уже среди нас. Современные автомобили с автопилотом могут анализировать дорожную ситуацию в режиме реального времени, предотвращать аварии и создавать предпосылки для безопасного будущего на дорогах.
Банки и финансовые организации используют искусственный интеллект для выявления мошеннических транзакций, анализа рыночных тенденций и управления инвестициями. Нейросети учатся предсказывать поведение рынка, что помогает снизить риски и открыть новые возможности для экономики.
Интеллектуальные образовательные платформы адаптируют программу к каждому учащемуся, помогают организовать сложные темы и проверить домашнее задание, что делает обучение более интересным и адаптированным. Роботы с искусственным интеллектом работают на фабриках, оптимизируя производственные процессы, сортируя товары и собирая. сложные механизмы. Это не только позволяет увеличить производство, но и улучшает его качество.



Рисунок 6
ИИ помогает ученым анализировать огромные объемы данных, полученных с помощью телескопов, искать новую планету и даже моделировать космические явления. Такие технологии, возможно, помогут человечеству ответить на вопрос «одни ли мы во вселенной?»
Несмотря на все положительные стороны, разработка имеет важные вопросы. Как обеспечить безопасность и прозрачность алгоритмов? Как не дать машине стать заменой человеку, а не помощником?
При разработке и внедрении технологий искусственного интеллекта безопасность становится первостепенной задачей. Современные алгоритмы должны быть не только эффективными, но и понятными для разработчиков и конечных пользователей. Именно поэтому специалисты активно работают над созданием методов объяснимого ИИ, умеющих отслеживать логику принятия решений. Такой подход помогает выявить и предотвратить потенциальные ошибки и риски, а также обеспечивает надежность технологий. Параллельно проводятся исследования по разработке стандарта тестирования и валидации нейросетей, что позволяет снизить вероятность возникновения нежелательных последствий в жизни. Каково же будущее искусственного интеллекта?

Рисунок 7
Перспективы развития искусственного интеллекта поистине грандиозны. Уже сегодня нейросети способны анализировать огромные массивы данных, выполнять сложные задачи и даже творчески подходить к решению проблем. Однако главным условием достижения успеха ИИ в повседневную жизнь остается понимание между человеком и нейросетей. Будущее, в котором технологии преобразуют и расширяют возможности солнечной энергии, зависит от того, насколько мудро мы сможем использовать их потенциал. Создание средств к самосовершенствованию, требует постоянного контроля и корректировок, чтобы обеспечить баланс между инновациями и сохранением гуманистических ценностей.

Итак, искусственный интеллект сегодня уже меняет наш мир, делая его более комфортным, эффективным и современным. От голосовых помощников и потоковых сервисов до роботизированных хирургических систем и автономных автомобилей – ИИ внедряется во все сферы жизни. Однако с его развитием возникают серьезные вопросы: как обеспечить безопасность, прозрачность и этичность алгоритмов, как не допускать участия человека в интеллектуальных решениях. Ответы на эти вопросы определяют будущее взаимодействия человека и машины. Только посредством сотрудничества ученых, инженеров, законодателей и общества в целом можно создать мир, в котором искусственный интеллект станет надежным помощником, способным повысить качество жизни и сохранить фундаментальные ценности человечества.


Список источников:
https://netology.ru/blog/05-2024-ai-future Возможности и риски использования искусственного интеллекта

https://www.unesco.org/ru/artificial-intelligence/recommendation-ethics Безопасность использования искусственного интеллекта и его законодательные ограничения
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82

Поиск