Опубликованные материалы

Сценарий мероприятия, посвященного Д.Кабалевскому

23-12-2024

преподаватель Екатерина Валерьяновна Никифорова

 

 МБУДО "Цивильская ДШИ им. О.Я.Агаковой" Цивильского МО Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Цивильская детская школа искусств им. О.Я.Агаковой»
Сценарий мероприятия в школе искусств,
посвящённого Дмитрию Кабалевскому
автор: преподаватель Никифорова Екатерина Валерьяновна
СЛАЙД 1 В этом году исполняется 120-лет со дня рождения выдающегося советского композитора, пианиста, педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. Его произведения мы играем на фортепиано, поемвшкольном хоре .Это советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель, внесший огромный вклад в музыкальное образование нашей страны. Родился 30 декабря 1904 год в Санкт-Петербурге . Папу звали - Борис Клавдиевич, он был чиновником.
СЛАЙД 2 Кроме Димы или как его звали дома –Мити- была его сестра Лена, она тоже была очень музыкальна, способная, но по музыке работать не стала.
СЛАЙД 3 Мама Надежда Александровна Кабалевская занималась домом и детьми.
СЛАЙД 4 С детства будущий композитор хорошо рисовал, даже в одно время он хотел стать художником. Посмотрите, какой красивый рисунок сохранился до наших дней. В нем Митя изобразил свою комнату. Скажите нам художники, в какой технике исполнен рисунок? Да, конечно, это карандашный рисунок.
СЛАЙД 5 В 7 лет родители отдали сына в Петербургское Городское начальное училище, а по его окончании– в 1-ю Петербургскую гимназию. Уровень преподавания в гимназии был высоким, а дисциплина непререкаемой, учиться было тяжело, но именно тогда в сознании маленького Мити были заложены основы понимания необходимости доводить каждое начатое дело до конца.
В своих «Воспоминаниях» много лет спустя Д.Б. Кабалевский напишет о том, что судьбаподарила ему в те годы двух замечательных учителей.
Первой была учительница Городского училища Лидия Александровна Орлова. Вторым был Алексей Василькович Миртов – классный наставник и преподаватель русского языка.
СЛАЙД 6 Стараясь привить своим ученикам любовь к русскому языку, Алексей Василькович организовал издание журнала «Стихи и проза», в котором будучи учеником второго класса, Митя Кабалевский не только был членом редколлегии, но и опубликовал своё стихотворение и рассказ.
Как утверждал потом сам композитор, интерес и любовь к творчеству (в частности, литературному) пробудил в нём именно Алексей Василькович.
В гимназии преподавали закон божий, арифметику, пение, рисование, рукоделие и другие предметы.
Но главное учили «большой науке дружбы».
Самое трогательное в этих историях то, что много лет спустя, начав вести беседы о музыке по радио, Дмитрий Борисович получил письма и от своих любимых педагогов.
СЛАЙД 7 Дмитрий Кабалевский был музыкально одаренным ребенком, но учить музыке его начали лишь на восьмом году жизни. Его первой учительницей стала родная тетя Вера – ученица знаменитой пианистки Анны Есиповой. Однако его начальное музыкальное обучение закончились довольно быстро и весьма курьезно.Сам Кабалевский записал это в воспоминаниях: «У меня были хорошие способности – абсолютный слух, хорошая память, безотказное чувство ритма и большие руки. Я мог бы делать хорошие успехи, но с первых же уроков у меня появилась ненависть ко всякого рода упражнениям, гаммам, этюдам. Вместо того чтоб учить уроки, я любил импровизировать (это было свое, выдуманное, и поэтому мне очень нравилось) или подбирать по слуху слышанное. Все же кое-какие успехи я стал делать. И вот однажды, когда у нас собрались гости, тетушка решила похвастаться успехами своего ученика. Я долго сопротивлялся, но меня все же усадили за пианино, которым был заменен допотопный прямострунный рояль, и велели сыграть какую-то только что выученную пьесу – кажется, это был этюд Бургмюллера. Я был зол и решил подшутить над своей настойчивой учительницей: к непередаваемому ужасу тетушки, мамы и гостей я лихо, не отпуская нажатую раз и навсегда левую педаль, забарабанил накануне по слуху подобранный «Матчиш» [ – бразильский городской парный танец]. Где я его слышал – не помню. Но дома музыка всегда стояла у нас на уровне хорошего вкуса и эффект, произведенный мною, был великолепен.
Это все равно, если сейчас мальчик вместо песни про маму споет рэп.!
«Матчиш» исп. Никифорова Е.В.
Он добился своего – Митю освободили от нелюбимых уроков! Так он перестал заниматься музыкой до 14 лет. Возможно, «мучители» отстали от ребенка еще и потому, что разразилась Первая мировая война, и многим стало не до музыки.
СЛАЙД 8 Эти были тяжелые три года в Петербурге. Но с переносом столицы из Петрограда в Москву семья отправилась вслед за отцом.
Сыну смена обстановки могла пойти только на пользу, особой дисциплиной во время учебы в гимназии он не отличался. А в первый революционный год 13-летний Дима даже успел поработать художником, продавцом талонов в трамвае и почтальоном. Столица встретила своих новых жителей не очень приветливо, вместо просторной квартиры пришлось жить в общежитии. А весь остальной «антураж» военного времени — голод, холод, стремление выжить любой ценой — никуда не делись.
СЛАЙД 9 И тем удивительнее, что именно в этот период Дмитрий потянулся к музыке, устроился в музыкальную школу на Арбатской площади. Ему стало интересно заниматься. В этом нет ничего удивительного — когда что-то получается, за спиной словно крылья вырастают.
Дело происходило в 1918 году, во время гражданской войны, в разруху. Взятое напрокат пианино стояло в нетопленной комнате - зимой здесь было несколько градусов ниже нуля. Надев валенки, ушанку, Митя садился за плохонький инструмент и распухшими от голода и холода, растрескавшимися пальцами начинал учить заданный урок. Ледяные клавиши обжигали пальцы, но он играл... Уж очень хотелось ему стать настоящим музыкантом!
Но кстати, ребята, Кабалевский не раз потом говорил, что достичь должного уровня пианизма ему помешали упущенные годы. Он жалел, что в свое время не захотел учиться игре на фортепиано!
Сейчас мы прослушаем пьесы, написанные композитором для учащихся музыкальных школ. Эти пьесы играют практически все ученики фортепианного отделения!
Андреева Полина - Шутка
Семенова Полина - Вальс
Долгов Саша (баян) Маленькая полька
Игнатьев Матвей– Ежик
СЛАЙД 10 В 15 лет Дмитрий поступил в Музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. И все же к осознанию того, что музыка — именно та дорога, по которой необходимо идти — пришла не сразу. Одно время Кабалевский-младший мечтал стать юристом, чуть позже — художником.
СЛАЙД 11 Но, в конце концов, к 1923 году у молодого человека скопилось немало написанных им для фортепиано сочинений и он решился, наконец, показать их директору музыкальной школы. Последний, увидев большую палитру разноплановых творений ученика, пришел в полный восторг. И тут же распорядился открыть при школе композиторское отделение. Вслед за этим были приглашены профессора, преподававшие теорию и практику. Благодаря им талант будущего композитора раскрылся в полной мере. Давайте послушаем еще произведения композитора.
Алексеева Злата- Клоуны
Марушина Татьяна -Галоп
После окончания техникума им. Скрябина Дмитрию Кабалевскому предложили остаться здесь же, преподавателем. Ему было 21 год. Он согласился при условии, что ему разрешат одновременно поступить в Московскую государственную консерваторию им. Чайковского. Препятствий молодому таланту не чинили, и он поступил сразу на два факультета — по классу композиции и фортепиано. И вот в 1929 году он заканчивает курс композиции, а на следующий год фортепианное отделение.
СЛАЙД 12 А уже спустя два года Дмитрий Борисович становится доцентом Московской Государственной Консерватории. Начинает писать не только фортепианную музыку, но и песни и романсы. Давайте послушаем Серенаду Дон Кихота из радиопостановки «Дон Кихот».
Исполняет Ершов Андрей концертмейстер Никифорова Е.В.
СЛАЙД 13 После начала Великой Отечественной войны, как и многие другие столичные учреждения, Союз композиторов был эвакуирован. Кабалевский оказался в Свердловске (ныне — Екатеринбург). Там он преподавал в Уральской консерватории, организовывал концерты и беседы об искусстве в ремесленных училищах. В 1942 году музыкант несколько раз ездил в действующую армию. Вместе с поэтом Е. Долматовским он писал песни, задумал сюиту «Народные мстители» для смешанного хора и симфонического оркестра — о партизанах, действовавших в тылу врага, оперу «В огне». Осенью 1943 года Кабалевский побывал в осажденном Ленинграде, а вернувшись оттуда приступил к созданию одного из лучших своих сочинений. Этим сочинением стали «24 прелюдии для фортепиано»
«Прелюдия №8» ( в записи)
СЛАЙД 14 В послевоенные годы страна стала восстанавливаться. Композитор испытывал потребность писать, сочинять. Он хотел воплотить все , что он видел во время войны: бомбежки, страдания народа. Но у него было много общественной работы.
В эти годы помимо педагогической работы был
-концертмейстером в Центральном детском театре
-ответственным редактором журнала «Советская Музыка»
-редактором, заведующим детской редакцией в Музыкальном государственном издательстве;
-начальником Управления художественного вещания Радиокомитета
-член Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СМ СССР
-заведующим сектором музыки в Институте истории искусств Академии наук СССР
9. Высоцкая Ольга - Этюд
СЛАЙД 15 Но Одно из главных достижений Дмитрия Кабалевского- программа по музыке для общеобразовательной школы. Главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Для проверки своей системы он лично стал работать учителем музыки в московской средней школе. Потом вся страна стала заниматься по этой программе.
Д. Б. Кабалевский раскрыл возможности интеграции искусств в своей музыкально-педагогической концепции. В программу, помимо музыкального материала, включены произведения литературы, изобразительного искусства театра и кино
СЛАЙД 16 Он вообще был весёлым и лёгким человеком, а ещё он здорово ладил с детьми. И они считали его своим другом.
Дмитрий Борисович – автор многих замечательных книг, радио- и телепередач, в которых он

Поиск