Опубликованные материалы

Решение физических задач с детьми ОВЗ.

01-10-2023

Симонова Елена Николаевна

 

 учитель физики МКОУ "Хуторская ООШ"

Решение физических задач с детьми ОВЗ.
В современном мире проблема ухудшения здоровья детей становится все более настоятельной. Число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.
В нашей школе эта проблема проявляется особенно ярко, поскольку мы принимаем множество детей, как с ограничениями, так и с задержками в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой многообразие нарушений: от поражений слуха и зрения до проблем с речью и опорно-двигательным аппаратом, а также интеллектуальными расстройствами. Среди них также встречаются дети с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями и комплексными задержками в развитии.
Эти дети имеют равные права на образование, что прописано в Конституции Российской Федерации и законе «Об образовании». Поэтому обеспечение реализации их права на образовательные услуги стало одной из важнейших задач государственной политики, подчеркивающей гуманизм и заботу о каждой личности. Таким образом, наше общество обязано создать условия для полноценного обучения и развития всех детей, независимо от их физических возможностей.
В последнее время физика играет всё более значимую роль в жизни общества, где на передний план выходят практические навыки её освоения. Современное существование невозможно без Интернета, который стал основой общения и труда, и знание физических принципов является необходимым для полноценной деятельности в этой области. В настоящее время активно накапливается опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с нормально развивающимися учащимися. Основой этой практики стала идея принятия уникальности каждого ученика, и организацию процесса обучения следует выстраивать так, чтобы удовлетворить потребности детей с ОВЗ.
Особое значение в нынешней ситуации имеет математическое обучение таких детей, поскольку важно не только передать обширный объем знаний, но и содействовать их общекультурному, личностному и познавательному развитию, а также обучить важнейшему умению — умению учиться.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают определённые трудности в усвоении учебных программ, что может быть вызвано недостаточными познавательными способностями или специфическими нарушениями. Чтобы достичь поставленных целей, обучение должно фокусироваться на развитии познавательной сферы личности: ощущений, восприятия, памяти, мышления и воображения.
Физика подразумевает использование разнообразных форм заданий: рисунков, чертежей, графиков, таблиц и формул. Индивидуальный подход становится необходимым не только для детей с ОВЗ, особенно когда они сталкиваются с трудностями в освоении нового материала.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и внимания к их индивидуальным потребностям. Вот несколько рекомендаций для успешного решения задач по физике:
1. Адаптация материала
o Упростите задачи: Начните с простых задач, которые не требуют сложных вычислений.
o Используйте визуальные материалы: Рисунки, схемы и графики помогут лучше понять задачу.
o Поддержка речи: Объясняйте каждое действие устно, чтобы дети могли следить за ходом мысли.
2. Практические занятия
o Интерактивные эксперименты: Проведение экспериментов поможет детям лучше усвоить материал.
o Игровые формы обучения: Использование игр и конкурсов сделает процесс более увлекательным.
3. Индивидуальный подход
o Учёт особенностей каждого ребёнка: Разрабатывайте задания с учётом возможностей и потребностей каждого ученика.
o Гибкость в оценивании: Оценивайте успехи детей относительно их индивидуальных достижений, а не общих стандартов.
4. Психологическая поддержка
o Создание комфортной атмосферы: Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно и спокойно во время занятий.
o Похвала и поощрение: Регулярная положительная обратная связь мотивирует детей продолжать учиться.
Пример задачи
Задача: На столе лежит книга массой 0,5 кг. Какую силу нужно приложить, чтобы поднять её?
Решение:
o Сначала объясним, что такое масса и сила тяжести. Можно использовать наглядный пример, например, показать книгу и объяснить, как она притягивается к земле.
o Затем покажем формулу для расчёта силы тяжести: F=mg, где m – масса тела, g – ускорение свободного падения (9,8м/с2).
o Подставим значения в формулу: F=0,5×9,8=4,9Н F=0,5×9,8=4,9 Н.
o Объясним, что это значит: чтобы поднять книгу, нужно приложить силу примерно равную 4,9 Ньютонов.
Таким образом, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует не только терпения и глубокого понимания, но и творческого подхода. Каждое взаимодействие с такими детьми - это шанс расправить крылья воображения, открыть двери в мир возможностей, где ограничения становятся лишь преодолимыми препятствиями. В этом процессе важно не только применять знания и навыки, но и уметь чувствовать, сопереживать, а порой и зажигать искру радости в глазах маленьких учеников. Такта, чуткость и изобретательность становятся инструментами, с помощью которых мы создаем пространство, в котором наш каждый шаг несет в себе надежду и свет. Это путешествие требует от нас неустанного стремления к самосовершенствованию, абстрагирования от шаблонов и эмоциональной гибкости. Именно благодаря этому мы можем вернуть детям уверенность в своих силах, развивать их таланты и находить уникальные способы раскрытия их внутреннего потенциала.

Поиск