Опубликованные материалы

Развитие и коррекция речи с применением музыкальных игр на уроках музыки с детьми с ТМНР.

02-12-2024

Чуркина Лия Геннадьевна

 

 учитель музыки, БОУ ЧР "Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1"

Актуальность уроков музыки для детей с ТМНР заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль уроков в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое практическое значение.
Основная цель использования музыкальных игр и упражнений для развития и коррекции речи - развитие фонематического и музыкального слуха.
Музыкальные игры и упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности; тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;
 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.
Типичные затруднения у детей с ТМНР
1.Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.
2. Низкий уровень свойств внимания.
3. Низкий уровень развития речи, мышления.
4. Инфантилизм.
5. Нарушение координации движения.
6.Низкая самооценка.
7. Повышенная тревожность.
8. Высокий уровень психомышечного напряжения.
9.Низкий уровень эмоциональной сферы.

Основными видами на уроке являются пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения

При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно учитывать:
• простоту и выразительность композиций
• доступностью восприятия и исполнения песни
• небольшой объём произведений
• наглядность и эмоциональность

А также соблюдать основные педагогические принципы работы с детьми с ТМНР:
• многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);
• частой смены видов деятельности;
• дозировки заданий;
• темп работы, соответствующий работе детей.

Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений речи у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:
 слушание
 пение
 распевки, потешки, прибаутки,
 пальчиковая гимнастика,
 логоритмические упражнения и музыкально - ритмические движения и танцы,
 игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

Для развития устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка и движение» я использую игровые приемы на своих уроках. Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление и речь, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Основной мотив игры – это не результат, а сам процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра, являясь прекрасным средством активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению – это также и одна из любимых форм работы учащихся на уроке. «Особые дети» чаще всего не умеют играть.
Задача педагога – научить детей играть не меняя, не переделывая ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
и доступность в исполнении.
Основной вид музыкальной деятельности наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Процесс пения уже сам по себе способствует развитию речевых навыков ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, вырабатывает чувство темпа и ритма речи, формирует правильное дыхание. Кроме того, в этой части урока мы применяем специальные технологии, направленные на формирование четкой дикции.
Прежде всего, это специальные попевки - коротенькие песенки с несложной мелодией, направленные на вырабатывание определенных вокальных умений и формирование речевых навыков детей. Они применяются в начале занятия для подготовки голосового аппарата к работе, а так же являются хорошими тренировочными упражнениями . Например, песенки-попевки: «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дудочка»
К ним относятся:
• попевки с повторяющимися фразами в конце предложения, что облегчает произношение этих фраз
• попевки со звукоподражанием (га-га-га, ха-ха-ха, да,да,да, тра-ля-ля). Игровая форма этих попевок облегчает звуковоспроизведение
• попевки с ускорением темпа
Особый интерес представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления.
Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Трик-трак», «Ежик».
Любая музыкальная деятельность контролируется, главным образом, при помощи слуха. Например игра «Тихо –громко», благодаря этой игре ребенок может научиться различать громкость музыки. Под музыку Бетховена «Весело-грустно» можно предложить детям сыграть в игру «Кошки-мышки». Пока «кот» спит под тихую, спокойную музыку, «мышки» крадутся на носочках, а как только заиграет веселая музыка, «кот» просыпается и старается догнать «мышек». Здесь дети учатся определять смену характера музыки. Немаловажное значение имеет развитие чувства ритма. В зависимости от темпа музыки выполняем различные движения. Под медленную музыку - ходим, покачиваем головой, плавно машем руками, под быструю - хлопаем, бегаем, прыгаем. Будет еще интересней , если использовать произведения со сменой темпа( р.н.п. «Калинка», П. И Чайковский «Неаполитанская песенка»).
Эффективны в работе упражнения на координацию речи движений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально — подвижные игры
Речь, музыка, движения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.
Особую заинтересованность вызывает у детей игры на музыкальных инструментах (погремушки, ложки, трещотки, бубен, барабан). Использую чувашскую и русскую народную музыку, также как «Тункки-тункки», «Ачасен ташши», «Суреть Ваня», «Линкка-линкка», «Ax вы сени», «Как у наших у ворот» и т.д. Дети чувствуют начало и окончание музыки, отличают его ритм. В зависимости от возраста детей задания усложняются. Если в первом –втором классе провожу игру «Угадай на чем я играю?», «Угадай музыкальный инструмент, «Собери музыкальный инструмент» - Дети знакомятся с различными детскими инструментами, дети различают тембр у музыкальных инструментов, передают ритмический рисунок, показывают на картинке, то в третьих и последующих классах дети сами аккомпанируют под фортепианную музыку. Задания на развитие танцевального и игрового творчества также применяю на каждом уроке в последней части урока. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. На одном занятии чаще всего разучивается пляска или игра. Решаются на уроке музыкальные, двигательные, воспитательные задачи. С этой целью задания неоднократно повторяются, используя разнообразные методические приемы. Дети любят игры, в которых есть действие - ловля или прятки, выбор нового водящего. Например, в игре «Зайчики и лисичка» нравятся ритмические движения, поскоки, то, что дети самостоятельно сопровождают пением свои движения. В инсценировки песни «Теремок» детей привлекают выступления в разных ролях и момент ловли. В игре «Как на тоненький ледок» - развитие сюжета

Поиск