Опубликованные материалы

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник в рамках экологического воспитания».

08-12-2024

Михайлова Людмила Александровна

 

 учитель

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами
нетрадиционных техник в рамках экологического воспитания».

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Однако в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья решение данной задачи предполагает значительные трудности. Дети с особыми образовательными потребностями зачастую лишены возможности непосредственного общения с растительным и животным миром (ограничены в передвижении или имеют другие препятствия для контакта с природой).
Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Учителю принципиально важно в сотрудничестве с такими детьми применять разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию. Одной из форм работы является организованная образовательная деятельность. Экологические представления формируются помимо прочих и на уроках по продуктивной деятельности с применением нетрадиционных приемов аппликации. Во время таких уроков ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Этот вид деятельности доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.
Использование нетрадиционных техник аппликации в формировании экологического сознания детей решает следующие задачи:
-создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;
-помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, цвета в окружающем мире;
-побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на гармонию и красоту природы;
-учить сопровождать чувственное познание словом;
-привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило.
Разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.
Решая поставленные задачи важно предоставить учащимся возможности для творческого самовыражения через созданные следующие условия:
- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
- организацию художественной деятельности, адекватной данному возрасту;
- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;
- поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;
Приобщая ребенка к природе через нетрадиционные виды аппликации, учитель способствует формированию у детей человеческих ценностей:
-познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует;
-преобразовательных, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил;
-ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее.
И сегодня нам хотелось бы рассказать по подробнее о применении нетрадиционных техник аппликации на уроках.
Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения
Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из круп. Учащимся начальных классов полезно развивать мелкую моторику рук. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды и клеют на картон разные сюжеты.
Аппликация из засушенных травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит самостоятельно, во время прогулки.
В своей работе мы стараемся использовать все подручные материалы, которые можно применять на уроках. У детей развивается интерес к образовательной деятельности, они проявляют самостоятельность, обогащается словарный запас, развиваются мыслительные процессы, мелкая моторика пальцев.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что нетрадиционные техники аппликации наполнены новизной, поэтому детям очень интересно работать на уроках. Использование нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений учащихся о предметах и их использовании, о материалах и их свойствах, о способах действия с ними. Применение нетрадиционных техник аппликации влияет на развитие у детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями творческих способностей, формирование экологической культуры.

Список используемой литературы:
Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 2013
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. Пособие/Е.Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие/ Т.В. Варенова.- М.: Форум, 2015

Поиск