09-09-2024
Тычинская Ольга Алексеевна
учитель математики
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Под его влиянием внимание дошкольников становится целенаправленным, более устойчивым, совершенствуется память, мышление, формируется правильное употребление математических терминов.
Математика — учит детей считать, узнавать и называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени, знать дни недели, месяца и многое другое.
Математике лучше учиться в игре.
Считалки — короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре — самый, пожалуй, распространенный жанр детского фольклора. Рассказывание или слушание считалки доставляет детям огромное удовольствие. В основе большинства считалок лежит счет. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках. Интерес к считалкам у детей не пропал. Их запоминание и воспроизведение не затрудняют детей. Напротив, доставляют детям радость, удовольствие, а кроме того, способствуют закреплению навыков количественного и порядкового счета.
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире.
К ним повадился их друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь!
Паука мы все попросим:
«Ты, обжора, не ходи»
Ну-ка, Машенька, води.
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать и не писать,
А за мышками скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет.
Скороговорки — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно — баловство, любимая игра в словотворчество. А используя скороговорки с употреблением числительных, взрослый сможет в увлекательной форме учить дошкольников согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Мчали быстро-быстро
Три кавалериста.
Три кавалериста
Догоняли триста.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Шесть мышат в камыше шуршат.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Пошел Игнат лопаты покупать,
Купил Игнат пять лопат.
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал Игнат — пропали пять лопат.
Вопросы-шутки — особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, а наоборот, заставляют сначала мыслить в неверном направлении. Суть таких вопросов — в ловушке или игре слов. Эти вопросы остроумны, поражают неожиданностью ответа. Для решении их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Сущность вопросов, то есть основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскированно внешними второстепенными условиями. Например:
• «Кем ты станешь в пять лет?»
(Пятилетним ребенком)
«На что похожа половинка яблока?»
(На вторую половинку)
«Какие в речке камни?»
(Мокрые)
«Зачем во рту язык?»
(За зубами)
«Чем до неба докинешь?»
(Взглядом)
Вопросы-шутки не только закрепляют математические понятия, но и способствуют умственному развитию дошкольников.
В каком слове столько же цифр сколько букв?
(100)
Что у цапли впереди, а у зайца сзади?
(Буква «ц»)
Когда козе минет 7 лет, что будет дальше?
(Пойдет восьмой)
Задачи-смекалки помогают детям постичь смысл операций сложения и вычитания, закрепить навыки прямого и обратного счета, создать проблемные ситуации, заставляющие ребенка самостоятельно находить разнообразные решения, вызвать положительные эмоции в связи с интеллектуальной работой. Задачи-смекалки можно использовать в разных видах детской деятельности.
Сколько лап у двух медвежат?
Ветер дунул, лист сорвал,
А потом еще один упал.
А потом упало пять,
Кто их может сосчитать?
Три ромашки — желтоглазки,
Два веселых веселька.
Подарили маме дети,
Сколько же цветов в букете?
Как-то раз в лесу густом,
Под березовым кустом,
Собрались грибы лесные.
А ты не зевай, грибы скорее сосчитай:
Два груздя и две волнушки,
Две лисички, две горькушки,
Кто ответить нам готов:
Сколько же всего грибов?
Задачи учат детей фантазировать, отвечать на разные вопросы, которые касаются не только количества, но и закрепляют такие понятия, как форма, цвет, размер, качество, величина, пространственные и временные ориентиры и многое другое. Слушая такие задачки, ребенок живо представляет сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий, и в то же время тренирует внимание, усидчивость, терпение, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце задачи. Дети могу сами самостоятельно сочинять аналогичные задачи, и они научаться считать всегда, везде и всё-всё-всё, что нас окружает. Тематика в задачках самая разнообразная: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представление детей об окружающем мире.
Нарядились звери,
Пошли гулять.
Медведь в шляпе, волк в кепке,
Лиса в панамке, белка в косынке,
А заяц в пилотке.
Вдруг подул сильный ветер
И сдул с медведя шляпу,
А с лисы панамку.
Вопрос: сколько зверей осталось в головных уборах?
Хрюша гулял в парке и нашел монетку.
Обрадывался и думает: «что же мне купить?»
На одну копейку купил мороженое,
Еще на одну купил пирожное,
Две копейки потратил на катание на каруселях,
А на последнюю купил маме красивый букет цветов.
Вопрос: сколько копеек нашел Хрюша?
Пришли к Антону на день рождения гости.
Макар подарил ему живого попугайчика.
Степан подарил ему заводной вездеход.
Лиза подарила ему деревянный конструктор.
Валя подарила ему переводные картинки.
Вопрос: сколько подарков подарили Антону?
Сколько детей было на дне рождения?
Играя с пальчиками ребенка, его можно научить считать, проверить его навыки счета, развивать наблюдательность. Игры с пальчиками можно использовать в разных видах деятельности, а также, в качестве физминуток.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -
В домик спрятались опять.
Первый палец самый главный,
Он, как папа, он большой.
И совсем похож на маму указательный, второй.
Третий в цыпках, палец средний.
Твой братишка пятилетний.
А четвертый очень странный,
От того, что безымянный:
У него, как у щенка, нету имени пока.
А мизинчик — пятый пальчик,
Как его нам не узнать?
Это ты есть, мой мальчик, научившийся считать.
Математика - это интересно. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции, самостоятельно решать задачи. Занимательный материал доставит детям великое удовольствие, приятные минуты общения с наукой математикой.