Опубликованные материалы

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

17-11-2024

Айсултан Алиевич Магомедрасулов

 

 МКОУ "Могилевская СОШ им. Н.У.Азизова"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ







Я учитель технологии по профилю технический труд и моя задача сегодня
Одной из задач нашей школы это подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Требования современной школы в сложных экономических условиях заставляют нас использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Предмет технология это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности. Я реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов обучения, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере профессиональной деятельности, но и развить творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Практика показывает, что для учителя технологии задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной.













С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. Школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во — вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у учащихся самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, учащиеся, решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно — тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности учащихся. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Исходя из этого считаю, творчеству учить необходимо, а творческое начало не дается человеку с рождения от природы. Для развития творческой личности обучающегося использую следующие этапы деятельности:
‒ развитие творческой активности обучающегося;
‒ вовлечение обучающихся во внеурочную творческую деятельность;
‒ развитие критического мышления;
Эти этапы деятельности развиваю, опираясь на принципы мотивации к творческой деятельности;
освоения универсальных способов деятельности;
согласования процесса обучения и индивидуальных особенностей обучающихся; выбора форм обучения. В
конце прошлого века советский ученый Альтшуллер Г. С. исследовал проблему развития творческой личности, в результате которой было установлено какими качествами она должна обладать, а именно:
‒ постановка творческой цели и подчинение своей деятельности её достижению;
‒ планирование и самоконтроль своей деятельности;
‒ уметь находить и решать проблему.












Все эти качества необходимы для реализации творческой личности обучающегося. Наилучшим образом создаются условия для развития творчества в технологиях проектирования. Работая над проектными работами обучающиеся составляют представление об изделии с момента его зарождения до реализации в действительности. При этом дети приобретают опыт решения нестандартных задач. Работая над проектом обучающиеся реализуют свои способности и инициативу, умело находят применение своим универсальным учебным действиям. Таким образом технологии проектирования создают условия для развития творческих задатков личности обучающегося. Так, например, при выборе темы проекта, акцент делаю на самостоятельности её придумывания. В своих рекомендациях по работе над проектом, предлагаю подходить к решению разделов творчески, разрабатывать только свои модели, изделия. Большое внимание уделяю оформлению дизайн-папки проекта, поощряя творческую фантазию. Большое значение имеет системно-деятельностный подход при постановке задач, личных целей и интересов. Это своего рода философия образования, на которой строятся системы развивающего обучения со своими технологиями, приёмами и теоретическими особенностями. [1] Так, например, в пятом классе при оформлении дизайн-папки «Планирование кухни-столовой», предлагаю обучающимся разные варианты оформления проекта: низкий уровень обучения — план размещения мебели и оборудования, рисунок интерьера; средний и высокий уровень обучения — план размещения мебели и оборудования кухни и макет интерьера с изготовлением его элементов в технике бумагопластики. Конечно же, в основе творческих способностей лежат умственные. И не обязательно, чтобы высокий уровень развития интеллекта предполагал развитые творческие способности. Поэтому, если обучающиеся с низким уровнем обучения проявляют творчество и инициативу, это только поддерживается. Важное внимание уделяю самостоятельной работе обучающихся, в процессе которой они имеют возможность проявлять творческую инициативу. При возникновении вопроса в процессе выполнения работы, обучающиеся не получают готового ответа, а дорабатывают его самостоятельно: «А как я думаю?». Таким образом, у обучающихся совершенствуются и формируются универсальные учебные действия, необходимые при ведении домашнего хозяйства, в быту и на производстве.
Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации.
Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

Поиск