11-11-2024
Орехова Ирина Владимировна
ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 5"
Межпредметные связи на уроках в коррекционной школе.
Подготовила:
Учитель
Орехова Ирина Владимировна.
Задача коррекционной школы создать рациональную организацию школьной жизни ребенка, научить жить. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать её. Методы познания и труда – основное содержание школьного образования коррекционной школы. Совсем не приемлемо обучение, построенное на «прохождении программы». Учебники не должны заслонять живую действительность.
Кроме того, в специальной (коррекционной) школе особо важным является формирование обобщенных учебных умений, равно необходимых при обучении каждой школьной дисциплине (умение выслушивать учителя, понимать и запоминать его сообщения, направлять и удерживать внимание на учебном объекте). Совершенно очевидно, что тут должно быть установлено определенное единство требований, предъявляемых к ученикам на всех уроках.
То же самое следует сказать о формировании у учащихся некоторых качеств личности, необходимых при обучении (исполнительность, положительное отношение к учителю). Воспитание личности не менее важное дело, чем усвоение детьми знаний и умений.
Межпредметные связи предполагают согласованность сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и опору во время занятий на знания и умения учащихся, полученные на других уроках.
Каждый из пары учебных предметов, связанных между собой сходством изучаемого материала, опирается на сведения, получаемые из смежной дисциплины. Между тем подчеркнем особую важность связи общеобразовательных предметов с трудовым обучением и другими учебными предметами, так как это дает возможность учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида непосредственной подготовки к социальной адаптации и интеграции в обществе.
Для того, чтобы учащиеся с особенностями в развитии успешно овладели знаниями, умениями и навыками на уроках русского языка и чтения, необходима тесная связь с другими предметами, и в особенности с трудовым обучением. На занятиях по труду ученики выполняют различного рода записи, которые с одной стороны, помогают закрепить в их памяти учебный материал по трудовому обучению, с другой – служат упражнениями для развития письменной и устной речи.
Большое значение имеет уровень развития устной речи учащихся. При этом часто имеет в виду только коммуникативную функцию речи: способность понимать чужую речь и сообщать свои мысли. Действительно, от умения учащегося общаться во время урока с учителем и одноклассниками во многом зависит продуктивность обучения. Однако помимо коммуникативной большую роль играет регулирующая функция речи, которая проявляется в процессах организации человеком собственной деятельности: в анализе ее условий, формировании образа объекта труда, планировании и контроле практических действий.
Например, называние частей и элементов изделия при осмотре образца работы дает возможность учащимся создать в памяти более точный и дольше сохраняющийся образ предмета.
Преодоление недостатков регулирующей функции речи осуществляется путем пополнения активного словаря учащихся и развития их умения посредством слова отражать свойства предметов и процессы труда. Словарь учащихся на уроках трудового обучения должен пополняться такими словами и выражениями, которые дают возможность охарактеризовать объект труда или технологический процесс в школьной мастерской определенного профиля.
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе и новые программы по русскому языку ставят задачу развития тех речевых умений, которые применяются учащимися на разных предметах.
Прежде всего, следует указать на филологические уроки в системе занятий по языку, во время которых учащиеся обучаются анализу предметов. Знакомясь с одеждой, обувью, посудой, растениями, учащиеся учатся выделять отдельные части предметов, их форму, расположение и другие свойства, благодаря чему создается осознанное представление о предмете. Таким образом, осуществляется межпредметная связь на всех уроках в специальной (коррекционной) школе.
Такая работа способствует развитию планирующего умения учащихся и на уроках русского языка должна проводится систематически.
Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия.
При организации интегрированного обучения на уроках филологического цикла, у учителя появляется возможность научить учащихся и дать им необходимые знания по русскому языку и чтению, развитию речи с привлечением других предметов: география, музыка, математика, биология, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления, в чем умственно отсталый подросток значительно отстает, в связи со своими психофизическими и индивидуальными особенностями.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета.