03-11-2024
Мария Павловна Боброва
МАОУ "ШКОЛА №131"
С 2011 года все школы России приступили к реализации Федерального государственного образовательного стандарта, который включал формирование знаний, умений, навыков и, самое главное, – это развитие универсальных учебных действий или УУД. Данный термин ввёл А.Г. Асмолов, но необходимо отметить, что для развития концепции легли многолетние труды системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию с помощью сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения осуществляется в контексте усвоения различных учебных дисциплин. Каждый предмет в зависимости от содержания и способов организации деятельности раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Универсальные учебные действия выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
Существуют различия формирования УУД в начальной школе, в среднем звене и старших классах, которые связанны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров, характером учебной деятельности, приоритетами.
Разберём подробнее функции универсальных учебных действий:
a) Создание условий для самостоятельного осуществления деятельности учения: ставить цели, искать и использовать средства и способы их достижения, контролировать процесс и результаты деятельности.
b) Обеспечение возможностей для всестороннего развития личности и её самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Александр Григорьевич Асмолов выделяет УУД на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Рассмотрим каждый из них отдельно.
1. Личностные УУД – отвечают за личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразования (то есть соотношение цели действия с его результатом, умение ответить на важный вопрос «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социуме и межличностных отношениях. Ученик понимает смысл учения и несёт ответственность за её результат, замотивирован, умеет делать нравственный выбор.
2. Регулятивные УУД – обеспечивают учащимися организацию своей учебной деятельности. Сюда входят такие понятия, как целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция. Ученик самостоятельно составляет свой план действий, корректирует его, понимает, что усвоено лучше, а что хуже, владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля, развита рефлексия и самооценка.
3. Познавательные УУД – состоят из общеучебных и логических действий, а также действия постановки проблемы и её решения.
a. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, умение строить высказывания в устном и письменном формате, выбор наиболее подходящих и эффективных способов решения конкретных задач, контроль и оценка своей деятельности, смысловое чтение, извлечение основной и второстепенной информации из различных источников.
Так же в этой группе выделяют знаково-символические действия: преобразование объекта в модель, с выделением существенных признаков, преобразование модели для выявления общих законов в различных областях.
b. Логические универсальные действия: выделение признаков объектов, их классификация, построение причинно-следственных связей, подведения под понятия, доказательство, выведение следствий.
c. Постановка и решение проблемы: самостоятельное формулирование проблемы, создание алгоритмов её решения с помощью творческого или поискового характера.
4. Коммуникативные УУД – обеспечивают плодотворное взаимодействие и сотрудничество между сверстниками и взрослыми.
С понятием коммуникативных универсальных учебных действий мы познакомились впервые в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Для начала дадим определение понятию «коммуникация».
Коммуникация – это обмен информацией, процесс взаимодействия между объектами.
Универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, то есть это взаимодействие с учителями или сверстниками, умение вести диалог, выслушивать чужое мнение, принимать его, участвовать в коллективном обсуждении.
Видами коммуникативных универсальных действий являются:
1. Планирование учебного взаимодействия со взрослыми и другими учащимися: определение цели данного общения, функций каждого из собеседников, различных видов сотрудничества.
2. Постановка вопросов: инициатива в сотрудничестве по поиску и сбору необходимой информации.
3. Разрешение конфликтов: выявление проблемы, поиск путей её разрешения, реализация разрешения проблемы.
4. Управление поведением партнера: контроль, коррекция действий партнера, их грамотная оценка.
5. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью: владение различными формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Коммуникативные универсальные действия можно поделить на группы:
a) Коммуникация как взаимодействие – это действия, которые в большей степени направлены на учёт чужого мнения. Они способствуют преодолению эгоцентризма, учащиеся начинают лучше понимать внутренний мир своего собеседника, его чувства, желания, эмоции и стремления.
b) Коммуникация как кооператив – это совместные действия, которые направлены на достижение какой-то общей цели. Это сотрудничество, которое состоит из нескольких составляющих: совместная деятельность, согласованность действий, учет мнения партнера. С помощью работы в сотрудничестве формирование коммуникативных действий происходит эффективнее.
c) Коммуникация как условие интериоризации – это действия, с помощью которых происходит передача информации.
Работая в коллективе с ребятами, учащийся думает не только о себе, но и о тех, кто работает вместе с ним, таким образом, каждый участник понимает, что он может достичь своей цели и добиться успеха только если остальные ребята также добьются своих целей.
Принципы работы в сотрудничестве:
1. Ориентированность на одну общую цель.
2. Ответственность каждого учащегося.
3. Разделение ролей.
4. Обсуждение проделанной работы (рефлексия).
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учителю необходимо создавать условия для общения между сверстниками и преподавателем в то числе. То есть в процессе обучения они будут слушать и понимать речь других, формулировать своё мнение, анализировать, отвечать на вопросы, контролировать речь собеседника, находить общее решение, договариваться.
На мой взгляд, лучше всего формируются коммуникативные УУД на уроках «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык». Но на любом учебном предмете можно способствовать их развитию, если использовать определенные формы, методы и средства.
Одним из важнейших пунктов является работа с текстом. Он решает такие коммуникативные задачи, как понимание, интерпретирование, комментирование.
В условиях формирования коммуникативных универсальных действий необходимо отодвигать на второй план фронтальную работу и переходить на групповую форму. В коллективе со сверстниками школьники учатся выражать свои мысли, принимать или нет чужую позицию, идти к общей цели, делить обязанности, корректировать действия друг друга.
Работа в парах так же относится к групповой форме, но имеет немного значение. Она направлена на контроль друг друга и собственных действий.
Работая над развитием коммуникативных навыков, можно использовать следующие приемы: ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии, круглый стол, то есть активные методы обучения.