13-10-2024
Ксения Анатольевна Носова
учитель математики .МБОУ «Полянская СШ»
Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Школа может предоставить ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
В настоящее время общеобразовательная школа обеспечивает в большей степени компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае - их компьютерную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры у обучающихся, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой.
Компьютеры, интернет, аудиовизуальные средства появились в школах относительно недавно. При этом следует иметь в виду, что внедрение в школу технологических новшеств само по себе не улучшает качества образования. Работа учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры. Успех образования во многом зависит, от уровня информационной культуры учителя.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, этот процесс имеет, как правило, стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью различных задач.
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка. С философских позиций информационную культуру анализирует А.П. Суханов. В начале 1980-х годов И. Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования.
В словаре В.И. Даля («Толковый словарь живого великорусского языка») и в словаре С.П. Ожегова («Словарь русского языка») раскрывается сущность и особенности понятия «информационная культура». Оно включает в себя такие трактовки:
• информационная культура – это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
• информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
• информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
• информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
• информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию. [1; 5].
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка. С философских позиций информационную культуру анализирует А.П. Суханов. В начале 1980-х годов И.Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования.
Формировании информационной культуры- понимается как формирование информационной культуры личности педагога и в последние двадцать лет достаточно активно изучаются. При этом единого и четкого определения так же нет. Изучением информационной культуры учителя занимались Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева, С. М. Конюшенко и др.
Понятие «информационной культуры» часто используется в современной литературе, но, тем не менее, единого подхода к его трактове нет. Раскрывая сущность понятия «информационная культура» сопоставить это понятие с понятием «информационная грамотность».
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» -понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационного мировоззрения.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
Таким образом, мы убедились, что понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности. Информационная культура, как категория развивающегося информационного общества, рассматривается как общая теория образования человека в рамках нового типа развития цивилизации.
Итак, в рамках современной системы школьного образования в нашей стране существует множество проблем. От их решения в большой степени зависит успех развития системы образования в целом. От того, насколько человек, оканчивающий школу, будет способен самостоятельно мыслить, приобретать знания, работать с информацией, зависит его подготовленность к дальнейшему образованию. Соответственно он сможет использовать сформированные у него интеллектуальные умения в профессиональной подготовке, совершенствуя и развивая их дальше. Обществу нужны образованные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие принимать обоснованные решения.
Информационные технологии представляют собой самую авангардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требуется специальное техническое оснащение и определенный уровень компьютерной компетентности. Несмотря на то, что уровень освоения компьютерной компетентности у учащихся одного класса нередко серьезно различается, следует широко использовать технологические возможности комплекса «компьютерный класс».
Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выделить тенденции модернизации образования в информационном обществе, как внутренние, присущие самой системе образования, так и внешние, отражающие взаимовлияние макросистем.
Комплексное использование новых информационных и образовательных технологий в учебном процессе позволит достичь значительного эффекта в повышении информационной компетентности учителя способного внедрять в учебный процесс новейшие разработки в области информатизации образования.
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: / Под ред. К.В. Виноградовой. В 4-х т. Т. 2 , М., 1994. – 779 с.
2. Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности [Текст]: методические указания /Сост. В.М.Сорокина.
3. Островский Э.В. Основы психологии. Учебное пособие/
4. Э.В. Островский.М:Вузовский учебник:Инфра –М2012.-268с.-[электронный
ресурс].-режим доступа:www.znanium.com,свободный.-заглавие с экрана.
5. Кравченко А.И.Психология и педагогика. Учебник.М.:Инфра – М,2008. Ожегов С.П. Словарь русского языка: / Под ред. Н.Ю. Шведовой, М., 1982. – 816с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для ВУЗов/В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд.,стереотип.- М.: академия, 2008.