Опубликованные материалы

Конспект урока «Конструкция и декор предметов народного быта»

30-09-2024

Зотова Капитолина Александровна

 

 Учитель изобразительного искусства, МОУ средняя школа №49 г.Волгограда

Урок: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Дата: 30.09.24.
Учитель: Зотова Капитолина Александровна.
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта».
Цель: создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка); формирование любви и понимания русского народного искусства.
Задачи:
- способствовать формированию умения передавать единство формы и декора;
- способствовать формированию навыков работать с художественной росписью в стиле русских народных промыслов;
- способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного;
- способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества.
Тип урока: освоение новых знаний.
Планируемые результаты.
Предметные:
- понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- использовать символику древних славян;
- выполнять эскизы росписи русской прялки;
- уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (обобщение, ритм, симметрия, выразительность изобразительного мотива) в творческой работе.
Метапредметные:
- овладеть умением творческого видения;
- стремиться к освоению новых знаний и умений;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
- уметь планировать и рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная работа.
Материалы и оборудования: бумага, цветные карандаши или краски; иллюстрации с изображением русских народных бытовых предметов; образцы солярных знаков; презентация по теме урока; музыкальное оформление; проектор, ноутбук.
Ход урока.
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами знакомились с русской избой, её конструкцией и декором, рисовали наличники, а также заглянули внутрь избы и познакомились с разными её уголками.
- Вспомните, как называется передний угол избы?
Ученики: Красный.
Учитель: А почему он так называется?
Ученики: Красный – значит красивый. В углу стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почётных гостей сажали в красный угол на лавку за стол.
Учитель: Потолок был подобен небесному своду, а пол – земле. А своеобразным материальным центром избы, символом тепла, оберегом семьи, была …
Ученики: Печь!
Учитель: Конечно же печь! Именно печь стала центром нашей композиции на прошлом уроке.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Изучив конструкцию, интерьер, внутренний мир избы, интересно бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Давайте отгадаем загадки и узнаем эти предметы!
*Учитель загадывает загадки, ученики отгадывают, картинки с ответами помещаем на доску*

Загадки:
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Утка в море –
Хвост на воле. (Ковш)
Два братца пошли в воду купаться. (Вёдра)
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит! (Самовар)
Сами не едим,
А людей кормим. (Ложки)
Под одной шляпой четыре брата. (Стол)
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдаёт? (Прялка)

Учитель: Верно, кочерга, ковш, вёдра, ложки, самовар, стол, прялка – все эти предметы наполняли крестьянский дом, и все они были не только практичны, но и очень красивы.
Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки (Внимание на картинки на доске!) свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с русской прялкой, её конструкцией и декором, а также воспроизвести свои знания в творческой работе.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Прялка – предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием, и оберегом. Прядением, как правило, занимались девушки. Уже с 6-8 лет девочки начинали прясть, а к совершеннолетию они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя обязан был на ней жениться. Прялку дарили на память жене, дочери, невесте. Её хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению, потому её старались украшать особенно нарядно.
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи соединялись сказочность и реальность. Изображались и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе символы земли, солярные знаки солнца и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье.
Теперь давайте рассмотрим строение прялки. Внимание на доску (схема прялки). Основные элементы прялки: городки (разные выступы в верхней части прялки), лопасть, серьги (выступы в нижней части), ножка и донце.
5. Первичная проверка понимания.
Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели различные прялки, они были очень разные по форме, но все они были одинаково красивы.
- А, разве они не выполняли бы своего назначения без росписи?
Ученики: Выполняли бы.
Учитель: Так откуда же у русского человека такая тяга к прекрасному? Как вы думаете?
Ученики: - Когда в доме красивые вещи – дом становится уютнее;
- Красивые вещи поднимают настроение;
- В жизни крестьян было так много нужды, что красота скрашивала его жизнь.
Учитель: Да, ребята, оказывается красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
6. Первичное закрепление. Постановка художественной задачи. Творческая деятельность.
Учитель: А теперь давайте выполним эскиз прялки, с использованием знаний о её строении, о символике русского орнамента. Прежде чем приступить к работе, обговорим последовательность выполнения.
*учитель проговаривает и показывает на доске этапы работы*
В начале работы определяем положение будущей прялки на листе, отмечаем ширину и высоту, размер основных деталей. Далее, с помощью простых фигур выполняем построение формы прялки: лопасть - это прямоугольник, ножка - узенький прямоугольник, донце также прямоугольной формы, но горизонтально расположено, городки и серьги могут быть разной формы, намечаем их по своему усмотрению, на основе дуг, квадратов или пик. Прорисовываем форму ножки и донца, сглаживаем острые углы при необходимости и переходим к декору. Помним, что в декоре мы можем использовать символы земли, солярные знаки солнца, растительные элементы. Кто хочет более сложную композицию могут рисовать сценки из жизни крестьян или птицу сирин. Используем наглядный ряд на доске, можно взять идею росписи с фотографий настоящих прялок. На следующем этапе выбираем цветовое решение для своей прялки. В начале тонируем всю поверхность в цвет дерева. Для росписи используем только естественные цвета, в основном красный, оранжевый, жёлтый, синий и зелёный в небольших количествах. Приступаем к работе!
*в ходе самостоятельной творческой работы учитель обращает внимание на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками или графическими материалами.*
7. Выставка работ.
8. Рефлексия.
Учитель: На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням. Надеюсь, сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к народному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.

Поиск