Опубликованные материалы

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Профессия астроном».

29-09-2024

Цурикова Ольга Александровна

 

 воспитатель

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Профессия астроном».


Цели: Познакомить детей с профессией астронома, спецификой его работы. Познакомить с картой звездного неба.
Расширить представления о звездах, их численности, цвете, размере.
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Обогащать словарный запас детей словами: подзорная труба, телескоп, Галилео Галилей, обсерватория, созвездия.
Материал для занятия:
"Машина времени" - коробка, оклеенная самоклеящейся пленкой с различными кнопками (кнопки выполнены из разноцветных кусочков потолочной плитки с нанесенными на них цифрами от 1 до 7. Рядом с кнопками приклеены маленькие прозрачные кармашки), квадратики разного цвета (в соответствии с цветами кнопок). Листочки бумаги для изготовления подзорной трубы. Карта звездного неба, изображения астронома, звездочета, обсерватории, подзорная труба, телескоп, фотокамера. Схематическое изображение созвездий. Лупы по количеству детей, пластиковые подносы по количеству детей. Альбомные листы с изображенными на них группами звезд для соединения их в созвездия, простые карандаши по количеству детей, созвездия изображенные в картине.

Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да) А на каком транспорте можно путешествовать? (самолет, корабль, машина и т.д...) А я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие на "машине времени", она может нас перенести в любое место и время. Хотите отправиться в путешествие? (Да) Тогда проходите в нашу "машину времени" и занимайте места. Но чтобы отправиться в путешествие "машину времени" необходимо завести. Разбирайте ключи, внимательно на них посмотрите, ключ нужно вставить в кармашек рядом с замком зажигания такого же цвета и с такой же цифрой. (Дети вставляют карточки с цифрами в соответствующие кармашки) Все ключи на месте, отправляемся в путь. (Звучит космическая музыка)
Вот мы и прибыли на место. Где же мы оказались? Посмотрите, как много звезд вокруг. (Обращаю внимание на звезды, на карту звездного неба размещенную на стене) Как вы думаете звезды одинакового размера? А цвета? (Ответы детей) А вы знаете, что цвет звезды зависит от температуры ее поверхности? Если звезда горячая, то ее цвет белый или голубой, звезды менее горячие - желтого или оранжевого цвета, есть и совсем холодные звезды - они красного цвета. А как вы думаете Солнце - это что, звезда или планета? Это тоже звезда. Она горячая или холодная? (она горячая, еще ее называют желтый карлик) Ребята, а как вы думаете сколько на небе звезд? (Ответы детей) На небе огромное количество звезд, некоторые из них мы даже никогда не сможем увидеть. А вы знаете кто занимается изучением звезд и космоса? (Астроном)
Астроном одна из древнейших профессий, раньше таких людей называли звездочетами. Как вы думаете почему? (Они считали звезды) У астрономов есть специальные приборы, с помощью которых они могут увидеть звезды, расположенные от нас очень-очень далеко. В древности звездочеты наблюдали за небом с помощью подзорной трубы (Демонстрация подзорной трубы). Люди смотрели на небо с помощью подзорной трубы и пытались разглядеть звезды. Самую простую трубу вы сможете сделать сами. Давайте возьмем лист бумаги и сложим его в трубу. Посмотрите в свою подзорную трубу, что вы видите, когда смотрите в нее? (все что находится вокруг нас)
А если предмет рассматривать через увеличительное стекло - лупу, он изменяется. Давайте посмотрим, как. Пройдите, пожалуйста, к столу. (На столе разложены лупы и поддоны с крупой) Представьте, что это звезды. Какого они размера, если мы смотрим на них без увеличительного стекла? (Маленькие) Теперь давайте посмотрим на них через увеличительное стекло. Что изменилось? (Ответы детей) Правильно, взглянув на предметы, даже совсем маленькие, через увеличительное стекло, мы увидим, что они увеличились в размере, стали крупнее и как будто приблизились к нами.
А как вы думаете, что будет если соединить подзорную трубу и лупу? (Предположение детей) Ученые воспользовались этой мыслью и создали астрономическую подзорную трубу. Такой прибор изобрел итальянский астроном Галилео Галилей. (На доске размещена фотография Галилео Галилея) Попробуйте произнести его имя. (Дети произносят имя) Он соединил не одно, а два увеличительных стекла небольшой трубкой и назвал этот прибор - телескоп (Обращаю внимание детей на телескоп стоящий на другом столе) С помощью этого прибора ученые могут заглянуть в глубины космоса и изучать самые далекие звезды. Как же называется этот прибор? (Телескоп)
Время шло и уже другие ученые решили усовершенствовать изобретение Галилея. Они присоединили к телескопу фотокамеру. Как вы думаете зачем? (Ответы детей) Правильно, с помощью телескопа мы увеличиваем изображение звезд и видим новые, самые дальние, а фотокамера их фотографирует. Сегодня во всем мире построены специальные астрономические станции для изучения звезд - обсерватории (Демонстрация изображения обсерваторий) Оттуда можно разглядеть самые далекие звезды, как на ладони. Давайте повторим новое слово - обсерватория. (Дети повторяют) Для чего нужны обсерватории? (Ответы детей).
А теперь я предлагаю вам поиграть. Все звёзды различаются по размерам на карликов и гигантов, так же звёзды разделяют по температуре их поверхности– голубые, самые горячие, затем идут белые, жёлтые и красные, самые холодные. Игра называется "Карлики и гиганты". Ведущий называет две команды: Карлики – дети присаживаются на корточки. Гиганты – дети встают вверх.
При этом команды можно чередовать не по порядку, а путая детей. Усложняем игру, добавляя действия. Добавьте в разминку название цвета звезды и соответствующие движения: Голубая – руками махать на себя, как при жаре. Белая – закрыть ладонями глаза, будто слишком сильно светит звезда. Жёлтая – показывать двумя руками «класс», тепло, как от нашего Солнца. Красная – обхватить ладонями противоположные предплечья, как при холоде.
Например, при команде «Белый гигант» детям нужно встать и закрыть ладонями глаза. А ещё, изредка, можно произносить команду «Зажглась сверхновая!», во время которой все дети должны подпрыгнуть, как от взрывной волны.
Астрономы читают звёздное небо как карту. Для своего удобства они разделили все яркие звёзды на созвездия, сейчас их насчитывается около 88, и это только известные науке. А сколько во Вселенной звёзд, невозможно посчитать! Звезды никогда не блуждают по небу ни вправо ни влево. Чтобы не считать одни и те же звезды и не путать их, еще древние астрономы мысленно соединяли звезды линиями. Они заметили, что соединенные таким образом звезды напоминаю животных, людей, различные предметы. (Рассматриваем карту звездного неба). Хотите и вы стать астрономами и создать свои созвездия? Тогда присаживайтесь за столы, возьмите карандаши, карточки и соедините звездочки линиями последовательно по номерам. А потом мы посмотрим, какие созвездия у вас получились. (Дети выполняют задания после выполнения задания переворачивают листочек и рассматривают картинку созвездия) Каждый из нас родился по своим созвездием. Например, я родилась в августе, под созвездием Льва. А на ваших листочках изображены созвездия под которыми родились вы. Кто из вас знает, под каким созвездием он родился? (Ответы детей) Хотите посмотреть на карте звездного неба, где находятся ваши созвездия? (Рассматриваем карту звездного неба, созвездия)
А наше путешествие подходит к концу, пора нам возвращаться на Землю. Давайте заведем нашу "машину времени", разбирайте ключи и внимательно соединяйте их с "замками".
Понравилось вам наше путешествие? Давайте вспомним, о какой профессии мы сегодня говорили? С помощью каких приборов астрономы изучают звезды? Как звали первого астронома, который придумал телескоп? Как называются специальные астрономические станции? Какие созвездия вы сегодня запомнили? (Ответы детей)
Вот мы и вернулись на Землю, а на память о нашем путешествии я хочу вам подарить сувениры. Это магниты с созвездиями под которыми вы родились. А теперь вы можете пройти и изобразить знакомые созвездия или придумать новые.


Поиск