24-09-2024
Светлана Александровна Кукина
МБДОУ "Детский сад №53 "Яблонька"
Актуальность.
Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счёте, социальная адаптация во взрослой жизни.
Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактических игр для развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
2. Внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр и упражнений для всестороннего развития детей.
3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
5. Повысить компетентность родителей в значимости коммуникативных игр для детей ЗПР
Теоретическая база.
Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш детский сад посещают дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально – волевой сферы, а так-же дети-инвалиды. К ним относятся: с РАС, с умственной отсталостью,
Перед учителем - дефектологом, работающим, с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.
Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения.
Ведущая педагогическая идея.
Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры т. к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А. Н. Леонтьев подчеркивал, большое значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно, большое значение, как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ЗПР
При поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к предлагаемым играм неустойчивый. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий.
Формирование игровой деятельности у детей с ЗПР требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ЗПР способен познавать окружающий мир : он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».
Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подбирать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя, исходя из практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно.
Форма работы.
Основная форма моей работы - индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ЗПР предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
В процессе обучения детей с ЗПР в игре применяются основные правила:
1. Правило последовательности:
• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
• объяснения учителя - дефектолога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;
• игровое действие должно быть завершено.
2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
3. Правило доступного игрового материала:
• игра должна быть с четко сформулированными правилами;
• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.
4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
В процессе обучения игре детей с ЗПР учитель – дефектолог
– активный участник и основной помощник. Именно он формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет цели:
• обучающую (которую преследует взрослый),
• коррекционную (способствует развитию ребенка),
• игровую (для действия ребёнка).
В работе с детьми с ЗПР важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождаю свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).
Примером могут быть следующие игры, которые я использую на занятиях (Приложение1).
«Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде», «Что сначала, что потом», «Собери картину», «Выполни, не ошибись», «Порхание бабочки», «Тихое озеро», «Полет высоко в небо» и т.д).
Такие игры и упражнения я провожу ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, должны решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного—двух, постепенно увеличивая.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяю коррекционным задачам, где учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы:
• доступность,
• повторяемость,
• постепенность выполнения заданий.
При проведении дидактических игр учитель- дефектолог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.
Ди