15-09-2023
Ирина Алексеевна Лызь
Учитель математики, МБОУ лицей №9 г.Сальска
Выбор профессии-выбор будущего!
Цели:
познакомить учащихся с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Задачи:
-определить свой уровень сформированности личных
профессиональных планов, степень профессиональной готовности.
- познакомиться с правилами выбора профессии с учетом личностных
особенностей и требований рынка труда.
- представить информацию о выбранной профессии
Целевая аудитория:
учащиеся 9-11 классов
Оформление и оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация к классному часу.
Предисловие
Притча о выборе пути. «У каждого своя дорога»
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.
Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Вывод. У каждого из нас своя дорога. У каждого из нас свое предназначение в этой жизни, а значит, каждый должен выбрать свою профессию.
2. Значение слова «профессия»
Профессия (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность) – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Как вы думаете, с чем связано появление профессий?
Профессии порождены разделением труда.
Также по мере развития
- производительных сил общества,
- применения более совершенных орудий труда и технологии производства,
- возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда.
Многие профессии подразделяются на специальности: например, врач-терапевт, врач-хирург и т. д.
Вы уже думали о своей будущей профессии?
Чтобы сложилось верное представление о выбираемой профессии, необходимо иметь четкое и верное представление об этой профессии, которое складывается из знаний о:
- предмете труда, профессиональной деятельности – это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или находить их);
- условиях труда - основные требования, учитывая факторы рабочей среды;
- средствах труда – включают:
средства познания (например, приема, получения, «добычи», обработки информации) и
средства воздействия на предметную ситуацию, например, специально построенная информация, сирена,
внешние функциональные средства труда, например, выразительные средства поведения – это интонация речи, позы, жесты, выражение лица.
внутренние функциональные средства труда
невербальные (мысленные эталоны, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).
вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).
Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и индивидуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства;
- орудиях труда - принято считать не только инструменты обработки, но и любые средства, которые усиливают способности человека как объекта труда. К орудиям труда можно отнести измерительные инструменты, приборы, автоматы, аппараты и «функциональные средства организма».
3. Изучаем себя и изучаем профессии…
Перед тем как определить к чему лежит душа, имеет смысл ознакомиться с тем, что же востребовано в современном мире и на каких специалистов есть действительно хороший спрос. Кроме того, если вы выбираете между несколькими профессиями, то востребованность той или иной может склонить ваш выбор именно в ее пользу.
Профессии будущего.