Опубликованные материалы

Формирование у учащихся операций контроля в процессе письма.

02-12-2022

Марина Владимировна Тетерина

 

 учитель - логопед

Формирование у учащихся операций контроля в процессе письма.

Письмо, в отличие от устной речи формируется только в условиях целенаправленной деятельности, значит, механизмы письма складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего образования.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т. п.).
Сам процесс письма состоит из 6 фаз:
1. мотив (записать слова для закрепления какой–нибудь орфограммы);
2. замысел – отбор и расположение в определённой последовательности информации (выписать слова с изучаемой орфограммой);
3. анализ звукового состав слова, подлежащего записи;
1 условие – определение последовательности звуков в слове.
2 условие – уточнение звуков.
Речевой слух — это способность отличать один звук от другого (физический, музыкальный слух). Развивается фонематический слух (речевой) чётким проговариванием звуков. Кинестетические раздражения, идущие от речевых органов в кору головного мозга, постоянно связаны со слуховыми, они уточняют и обостряют слух (И.П. Павлов).
4. перевод фонемы в графему (зрительный образ букв);
5. «перешифровка» зрительного образа в систему последовательных движений, необходимых для записи;
6. грамматический и морфологический анализы.
Нарушение взаимодействия между фазами письма, а также недостаточность программирования, регуляции и контроля могут обусловить наличие в письме ребенка ошибок, ничем не отличающихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими (за исключением их непостоянного присутствия в письменных работах).
Мы остановимся на нарушении у детей самоконтроля за собственным письмом. Отличительная особенность детей с низким самоконтролем - резко выраженная недостаточность произвольного внимания (произвольное (активное), возникает благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли, т.е. что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании). Такая недостаточность обусловливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания.
Внимание - необходимое условие успешной деятельности. И оно, является специальной функцией контроля.
П.Я. Гальперин выделил три вида контроля:
- упреждающий, т.е. определяющий программу того, «как я буду делать»;
- текущий, сопровождающий запись и осуществляющий формулу: «так ли я делаю, как наметил?»;
- фиксирующий.
Приёмы работы по формированию контроля.
Упреждающий контроль.
1. Метод ритмизованного чтения (на основе методики Т.Г. Визель).
Чтение предложения со слоговым ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте - так, как они пишутся. Это послоговое «орфографическое» ритмизованное произнесение слов и фраз осуществляется в следующих вариантах:
- повтор за учителем ритмизованного слова (предложения), а затем его запись;
- повтор по слогам со слуха, когда учитель произнесёт предложение обычным способом;
- «со зрения», ритмизованно прочитайте текст.
2. Анализ и составление схемы слова.
В моделях звуковой и слоговой структуры слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные звуки, обозначены согласные звуки, место твердого и мягкого знаков:
- актуализация смысла слова;
- ритмизованное повторение слова;
- обозначение гласных звуков точками в схеме слова;
- обозначение согласных звуков точками в схеме слова;
- обозначение места твердого и мягкого знаков в схеме слова;
- чтение слова в соответствии со схемой по слогам.
После того как ребенок составил схемы двух-пяти слов, что зависит от состояния его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти с опорой на модель слова. Это задание позволяет расширить линейный объем слухоречевой памяти ребенка.
Текущий контроль.
Письмо с проговариванием вслух:
- проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.
У учащихся первых классов (второе полугодие) четко выявляется роль проговаривания в письме (текущий контроль). Ученик проговаривает слова сначала вслух, затем шепотом и, наконец, скрытым внутренним голосом (регистрация тонких движений гортани, сопровождающих письмо, показывает, что при развитом навыке письма эти движения продолжают еще участвовать). В случае запрещения проговаривания письмо становится хуже, число ошибок, связанных с пропущенными буквами, увеличивается.
Фиксирующий контроль:
- проверка с отчеркиванием слогов, маркированием гласных точками;
- комментированное письмо;
- ритмизованное чтение своей работы.
Операцию контроля за собственным письмом нужно формировать специально.
Рекомендуется формировать контроль в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий:
- введение ребенка в задание;
- формирование умственных действий во внешнем плане;
- плане громкой речи;
- шепотной речи;
- внутренней речи.
В результате поэтапного формирования у детей самоконтроля это предметное действие совершенствуется и присоединяется к основному производительному действию.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2005.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983.
4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999.
8. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития. СПб., 2004.
9. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1995.
10. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
12. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. М., 1965.
13. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. М., 1969.
14. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 2005.

Поиск