21-09-2024
Шакирова Гульсум Рафаэловна
ассистент кафедры немецкой и французской филологии, Уфимский университет науки и технологий, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Как бороться с мотивационными кризисами школьников?
1980-х годах психологи Эдвард Деси и Ричард Райан разработали теорию самодетерминации,, различая внутреннюю и внешнюю мотивацию.
Внутренняя мотивация управляется внутренними желаниями, когда люди действуют в соответствии со своими внутренними импульсами и получают удовольствие от самой деятельности. Важнейшую роль в этом процессе играет нейромедиатор дофамин, который выделяется во время обучения и выступает в качестве своеобразного топлива для мотивации.
Внутренняя мотивация ориентирована на три основные потребности: автономию, компетентность и социальные связи. Удовлетворение этих потребностей способствует нашему ощущению благополучия. Деси и Райан эмпирически продемонстрировали, что эти потребности являются основополагающими.
Студент с внутренней мотивацией будет учиться в первую очередь потому, что он хочет стать независимым, чувствовать себя компетентным и общаться с другими.
Решение математической задачи, разговор на английском языке или решение технической проблемы — все это внутренние мотивации, которые удовлетворяют наши врожденные потребности. Чувство достижения и способность действовать самостоятельно побуждают учащихся продолжать прогрессировать. Кроме того, приобретение новых навыков повышает самооценку и воспитывает чувство силы.
Для детей конкретные и краткосрочные цели всегда предпочтительнее расплывчатых задач и отдаленных результатов.
В дополнение к внутренней мотивации, существуют различные способы внешнего подкрепления
процесса обучения. Это сродни подходу кнута и пряника. Например, «Если ты хорошо закончишь квартал, мы купим тебе велосипед весной» или «Если ты вернешься домой с еще одной плохой оценкой, ты потеряешь свою PlayStation». Когда родители используют этот метод поощрения и наказания, лучше избегать далеких обещаний, так как эти поощрения эффективны только в течение коротких периодов.
Поощрение вовлеченности с помощью внимательных взглядов и ежедневного одобрения усилий часто оказывается более эффективным, чем обещания будущих подарков. Когда дело доходит до наказаний, важно помнить, что чрезмерные ограничения могут иметь неприятные последствия.
Угрозы обычно усиливают стресс, страх и беспомощность. Вместо того, чтобы сосредоточиться на получении новых знаний, ребенок может зацикливаться на том, чтобы избежать наказания.
Однако, если родительский контроль полностью отсутствует, ученик может полностью отключиться от обучения, особенно если у него отсутствует какой-либо внутренний интерес.
Уверенность нужна для вовлечения в процесс обучения С 2000-х годов популярность приобрела теория самоэффективности. Американский психолог Альберт Бандура подчеркивает, что уверенность в себе имеет первостепенное значение для успеха в любом начинании. Это чувство позволяет людям с большей готовностью участвовать в процессе и упорствовать, несмотря на трудности. По словам Бандуры, вера в себя воспитывает чувство личной эффективности и закладывает основу для мотивации.
У тех, кто не верит, что своими усилиями можно достичь желаемых результатов, не будет достаточных стимулов к действию и преодолению трудностей.
Ученики, которые уверены в себе, чаще выбирают сложные задания и ставят перед собой более высокие ожидания. Они стремятся к новым знаниям и стремятся найти смысл в учебе. И наоборот, недостаток уверенности в себе может привести к потере интереса к сложным предметам или даже к образованию в целом. Важно отметить, что вера в себя не является врожденным качеством; Она может развиваться под влиянием прошлого опыта и восприятия окружающих.
Четыре способа обрести уверенность в себе
Опыт мастерства: Успешное преодоление препятствий развивает самоэффективность. Однако следует опасаться легких успехов; Студенты, привыкшие к немедленным результатам, как правило, сдаются при малейших затруднениях. Основа личной эффективности заключается в настойчивых усилиях, которые приводят к успеху. Умение извлекать уроки из неудач имеет решающее значение.
Социальное моделирование: Наблюдение за усилиями и успехами коллег укрепляет нашу веру в нашу эффективность. И наоборот, наблюдение за неудачей сверстника может привести к неуверенности в себе.
Общественный договор: Реалистичное поощрение может повысить вероятность успеха. Однако для того, чтобы родители, учителя или сверстники привили ученику сильное чувство самоэффективности, одной похвалы недостаточно. Очень важно поставить ребенка в ситуации, в которых он может преуспеть на своем уровне.
Физическое и эмоциональное благополучие: Усталость, слабость и беспокойство могут восприниматься как признаки низкой самоэффективности. В таких случаях важно снизить стресс, облегчить депрессию, увеличить физическую активность и переосмыслить физические состояния.
Природное любопытство и желание учиться
В последнее время нейробиология присоединилась к дискуссии о мотивации. Исследования направлены на то, чтобы понять, как обучение влияет на работу мозга.
Для человечества в целом желание учиться является одной из наших базовых потребностей, сравнимой с потребностью в пище и воде. Это желание играет решающую роль в мотивации учащихся, поэтому необходимо стимулировать любознательность и воспитывать любовь к учебе в каждом ребенке. И наоборот, попытки «пробурить» знания, навыки и умения, не разжигая любопытство, приведут к плохим результатам.
Мотивация опирается на внимание ребенка, разжигает любопытство и помогает ему активно участвовать в обучении. Обратная связь играет значительную роль в этом процессе. С точки зрения нейробиологии, ошибки служат средством адаптации нашего понимания мира. Активный ребенок, который совершает ошибки, учится на них, в то время как пассивный ребенок ничему не учится.
Что может убить мотивацию?
Во-первых, отсутствие адекватных стимулов сказывается как на продвинутых учениках (которые знают, что не узнают ничего нового), так и на испытывающих трудности (которые не понимают, что объясняется).
Второй фактор — наказание за любопытство: когда очень строгие взрослые просят детей вести себя тихо (и не задавать «глупых вопросов»), сигнал вознаграждения в мозгу, связанный с любопытством, уменьшается, и выброс дофамина прекращается. В результате мозг учится воздерживаться от проявления инициативы.
Третья угроза – навязанная передача знаний. Эксперименты показывают, что когда взрослые чрезмерно стремятся помочь ребенку, заваливая его объяснениями (например, подробно рассказывая, как работает игрушка), ребенок перестает экспериментировать и теряет интерес к действию.
Обратная связь помогает исправлять ошибки
Получение обратной связи об успехах и неудачах в процессе обучения позволяет учащимся сформировать четкое представление о своем текущем статусе. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог выявить и исправить свои ошибки. Без обратной связи у ребенка остается лишь смутное представление о своих навыках.
Обратная связь от взрослого человека, вовлеченного в процесс обучения, часто имеет решающее значение. Можно выделить два типа обратной связи: нормативную (с использованием оценок) и информативную. Нормативная обратная связь помещает ребенка на шкалу успеваемости, например, «Ты получил тройку» или «Твой результат средний». Этот тип оценочной информации может негативно сказаться на испытывающих трудности учащихся, которые могут воспринимать плохую оценку как недостаток знаний или, что еще хуже, как недостаток личной ценности.
Информативная обратная связь дает более нейтральное представление о навыках ребенка и динамике обучения, например: «Ты допустил пять ошибок, что на три меньше, чем в прошлый раз» или «Твои сильные стороны... и твои слабости в том, что...» Этот тип обратной связи предпочтительнее, так как он дает ребенку более четкое представление о своих знаниях и процессе обучения. В частности, менее способные студенты могут признать свой собственный прогресс при использовании этого подхода.
Выбор слов, используемых для похвалы ребенка, также имеет существенное значение. Если взрослый хвалит усилия («Ты много работал»), то ребенок будет более склонен к самосовершенствованию, чем если выделять личные качества («Ты сильный», «Ты умный»).
Роль положительных и отрицательных эмоций в обучении
Эмоции и чувства играют решающую роль в когнитивных процессах. Исследования показывают, что положительные эмоции облегчают обучение, в то время как тревога или принуждение уменьшают желание учиться и могут привести к тому, что ребенок будет избегать трудностей и связанного с ними стресса, связанного со школой. Педиатры утверждают, что высвобождение кортизола из-за частого стресса воздействует на нейроны в гиппокампе, области мозга, необходимой для обучения, памяти и эмоциональной регуляции.
И наоборот, исследования показывают, что сильные негативные эмоции иногда могут мотивировать нас использовать неудачи в качестве основы для достижения более высоких результатов в будущем.
Неудачи могут подтолкнуть к более глубокому изучению предметов, преодолению страхов, в то время как положительные эмоции могут привести к самоуспокоенности.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в целом получение удовольствия от процесса обучения предпочтительнее. Негативные эмоции мешают нам, в то время как положительные стимулируют.
Среда обитания ребенка существенно влияет на развитие мотивации: воспитание в семье, атмосфера и условия обучения, методы обучения могут сильно повлиять на их вовлеченность. Общеизвестно, что наилучших результатов добиваются воспитатели, которые умеют завладеть вниманием учеников и создать комфортную обстановку в классе.
Каждому школьнику нужны заботливые, но требовательные взрослые, которые могут ставить сложные, но реалистичные задачи. Постепенно ребенок научится решать эти задачи самостоятельно, больше не полагаясь на внешнюю поддержку, и будет вкладываться в собственный прогресс.Потеря мотивации у ученика является тревожным признаком, указывающим на основные проблемы, такие как недопонимание, конфликты с одноклассниками или учителями, боязнь совершить ошибку, отсутствие веры в с