Опубликованные материалы

Формирование интеллектуальной готовности младших школьников к переходу в среднее звено

15-11-2023

Сайфуллина Альбина Ахсановна

 

 педагог-психолог

Актуальность работы определяется тем, что период перехода из начальной школы в среднее звено является важным этапом в развитии младшего школьника. В это время обучающийся открывает для себя ценности, новые знания и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности, которое усложняетсяя по форме и по содержанию общения.
Адаптация обучающихся к новым условиям обучения и уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, которая помогает преодолеть трудности, создать возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях. Большую роль в адаптации будущих пятиклассников играет психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая обуславливает жизнь младшего школьника и делает ее более творческой, результативной, способствующая овладению новой социальной ситуацией развития.
К началу обучения в среднем звене в основном обучающиеся приходят с различными уровнями развития. Наиболее сложно приспосабливаться к условиям новой школьной жизни тем обучающимся, у кого интеллектуальное развитие в силу ряда причин отстает от нормы. Но не в коем случае нельзя забывать и о том, что часто дезадаптивные проявления у младших школьников сочетаются с явлениями кризисного характера их взросления. Поэтому, вхождение четвероклассников в новую систему обучения в среднем звене становится для педагогов и для обучающихся достаточно болезненным [2, с. 25].
Трудности школьников преимущественно обусловлены недостаточной психологической готовностью продолжения обучения уже в измененных условиях. Если школьники не готовы к обучению в среднем звене, то у них формируется школьная тревожность, дидактогенные неврозы, могут даже наблюдаться отклонения в психическом и психологическом здоровье.
Понятие «готовность школьника к обучению в среднем звене» оно многогранное и сложное. Составной компонент готовности это психологическая и психофизиологическая готовность [1, с. 190].
Психологическая готовность содержит в себе интеллектуальную, эмоционально-личностную и коммуникативную готовность.
Такая готовность как психофизиологическая определяется уровнем морфофункциональной зрелости его организма, состоянием здоровья ребенка, включая развитие зрительно-моторной координации, двигательных навыков, умственной и физической работоспособностей.
Интеллектуальная же готовность предполагает соответствующий уровень развития таких психических процессов как восприятие, внимание, воображение, память, речь и словесно-логическое мышление [4, с. 75].
Психологическая готовность педагога к работе с обучающимися предполагает в первую очередь:
1. Стремление и умение оказывать школьнику своевременную психологическую поддержку.
2. Умение прогнозировать возможные трудности, возникающие в ходе обучения и общения собучающимися.
3. Знание педагогом индивидуальных и возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.
4. Умение помогать обучающемуся в налаживании конструктивного общения с новыми педагогами и одноклассниками.
5. Умение создавать условия, в которых обучающийся будет ощущать свою успешность, что позволит ему как можно радостнее и легче войтив новый этап школьного обучения [3, с. 325].
Вместе с тем для обучения в среднем звене по новым образовательным стандартам обязательным и необходимым является организация педагога-психолога совместно с учителем стартового мониторинга универсальных учебных действий, которые сформированны у четвероклассников к началу обучения в основной школе.
Примерная основная образовательная программа общеобразовательной организации содержит рекомендации при котором необходимо учитывать развитие детей, индивидуальные различия в познавательной деятельности, внимание, восприятие, мышление, память, речь и моторику. Это означает, что для верного построения процесса школьного обучения необходимо предвидеть динамику интеллектуального развития обучающихся. Подобный прогноз по результатам индивидуальной психологической диагностики школьников может сделать только педагог-психолог.
При оценке учебных результатов младших школьников недостаточно только учитывать полную успешность, поэтому требуется определить и относительную успешность. Естественно учет относительной успешности раскрывает глаза педагогу на то, какие умения, знания и навыки приобретет каждый из учеников и что они получили в начальной школе.
Учебная готовность проявляется и в степени интеллектуального развития младшего школьника. Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста является обязательным и должна включать развитие познава¬тельных процессов ребенка, делать выводы, формирова¬ть умения самостоятельно рассуждать, сравни¬вать, сопоставлять, находить частное и общее, анализировать и устанавливать простые законо-мерности. Под влиянием обучения и специально организованной развиваю-щей работы память развивается как в направлении удельного веса смыс-лового запоминания, так и в направлении сознательного управления своей па¬мятью. Развитие внимания про¬водиться в сторону усиления произволь-ности, при этом необходимо понимать, что в начальных классах возмож-ности волевого регулирования внимания ограниченны, а особенно те обучающиеся которые входят в кате¬горию риска.
Для успешного обучения в среднем звене необходимы такие интеллектуальные операции как:
1. Логическая оперативная память.
2. Достаточный уровень развития основных видов мышления.
3. Полноценный навык чтения.
4. Произвольность мышления.
5. Способность к саморефлексии [5, с. 16].
Таким образом, готовность к переходу младших школьников в среднее звено обучения это такое интегративное психическое образование, которое включает в себя совокупность качеств обучающегося, необходимые для успешного вхождения обучающегося в новую среду обучения.
Конечно же интеллектуальное развитие школьника возникает не само по себе, а в результате многообразного взаимодействия школьника с другими людьми: в деятельности, в общении, а также в учебной деятельности. Поэтому пассивное усвоение и восприятие нового не могут быть опорой прочных знаний.
Соотвественно задачей педагога является развитие умственных способностей обучающихся и вовлечение их в активную деятельность. Для этого необходимо создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, формирование у обучающихся устойчивых познавательныех процессов, а также развитие умений и навыкой мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Список литературы

1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось, 2009. – 190 с.
2. Глухова О.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации пятиклассников к школе // Классный руководитель. – 2011. – № 1. – С. 25.
3. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. – СПб.: Речь, 2007. – 325 с.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 75 с.
5. Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика младших школьников к переходу на II ступень обучения // Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 16

Поиск