Опубликованные материалы

Очерк «Храм, что на трёх горах…».

19-08-2024

Гайкова Нина Николаевна

 

 Колледж Московского гуманитарно-экономического университета. Преподаватель литературы

Храм, что на трёх горах…
Величественный Храм на трёх горах, не так давно возрождённый. Ещё строительные работы ведутся и в самом храмовом пространстве, и в алтаре – где-то строительный материал лежит, где-то на месте больших икон пока маленькие, показывающие, какому Образу должно пребывать здесь в будущем. Век окаянный сказался, как, впрочем, и на великом множестве святынь.
А рядом статуя или памятник Святому «хозяину» Храма после Христа и Пречистой Матери Его, конечно. Неподалёку – кладезь – колодец.
Памятники Святым можно по пальцам перечесть. Тем более, этот известный всему миру Чудотворец на Русь из далёких веков пришёл – а жил он на рубеже третьего и четвёртого столетий. И дядя его благочестивый священником был – с тем же именем. Даже в житии Святого кое-что из жизни и служения благочестивого дяди взято…
А Храм, словно «затерявшийся» в переулках, поражает своим величием. Он похож на свечу, что к Небесам тянется…
Конечно, пребывают здесь Образ Триединого Божества, Образы Пресвятой Богородицы – о них чуть позже скажем. Образ Покровителя всех, кто знания получает, и знания даёт, Преподобный, Обитель в честь Пресвятой Троицы возведший. Святой, изрекший, что воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего – ещё до того, как воплотил Образ Триединого Божества Святой Иконописец – сам Преподобный задолго до того мир земной оставил…
Вот Святой Целитель, которого нечестивый языческий император повелел казнить – и голову на дерево повесить. Да расцвело сухое древо – и приняли Крещение многие узревшие – и смерть за Христа приняли.
Вот Мученица тех же веков жестоких, когда языческие императоры христиан истребляли, придумывая для того изощрённые пытки, которые «творцы» века окаянного повторят. Её Пятницей именуют.
Мы обещали сказать несколько слов об Образах Пречистой. Пребывает здесь Благая Вратарница, со Святой Горы «пришедшая». Ещё несколько образов, что напоминают о чуде, когда расчищен был заглохший источник и исцелён слепой. В День Памяти Образа, что всегда в Пятницу Светлой Седмицы бывает, происходит во всех храмах Малое Освящение воды. Рядом с Образом, если пребывает Он в храме, водосвятные молебны служатся…
А у самого входа Икона, отражающая, что покровительствует Матерь Божия всем, в неизведанные дали космоса устремляющимся. На Образе Этом Она всегда в полный рост и на облаках. Или Она на тёмном небе, а вокруг – Свет Неземной.
Вспоминаются невольно строки М.А.Волошина:
Со ступеней Божьего Престола
Смотрит вниз, на землю, Богоматерь…
А ещё при входе и внутри на росписи настенной сидит Святая Жена. Святая – потому с Нимбом. Сидит она рядом то ли с морем, то ли с рекою; а на одном изображении рядом Отрок Святой стоит, словно с ней беседуя. В руках Отрока удочка.
Росписи чем-то напоминают великие творения М.В.Нестерова.
Настоятель сказал, что это – обобщённый Образ Русской Святости… Удивительно! С таким встречаться ещё не приходилось.
Кто-то, увидев, сказал, что перед нами Преподобный Старец Серафим Саровский, когда ещё отроком Прохором был. Кто-то видит в Образе Святого Симеона Верхотурского. А может быть, он – Преподобный Сергий – отрок Варфоломей, А, возможно, Святой Александр Свирский – ведь его родители, как и родители Преподобного Сергия, к Лику причислены…
Расписывающий Храм художник уловил самую суть, возможно, как в своё время М.В.Нестеров. Суть Русской Святости.
Жизнь русских Святых неотделима от образа нашего боговдохновенного пейзажа – снова вспоминаются полотна М.В.Нестерова – и не только, конечно.
Вот и здесь написал на стене художник пейзаж ранней осени – «самый» располагающий к размышлению о Вечном (См. также «Мудрость осеннего вечера»). А среди пейзажа, над рекою, две Святые Обители.
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь –
вспоминаются строки С.А.Есенина. А ещё вспоминаются полотна И.И.Левитана.
Тоже образ обобщённый. Образ Единства русской Святости и русского пейзажа, равному которого нет нигде на планете…
И, наконец, иконописные изображения того, в честь кого Святыня возведена. Многие догадались уже, наверное.
Святой, всему миру известный, во всех бедах на помощь приходящий, здесь изображён прежде всего как покровитель мореплавателей. И на образах, и на росписи настенной, видим мы Святителя на фоне морской пучины. На росписи настенной он лодку или корабль, в бурю попавший спасает, словно подхватив, из пучины вытаскивает. Как рассказывает житие, воскресил Святой матроса, утонувшего или разбившегося о палубу. А возможно, оба чуда были.
Нас от земной жизни Святого семнадцать веков отделяет.
Святителю Отче Николае! Моли Бога о нас…
Небольшое дополнение
В Столице храмов Никольских великое множество. А о каком же храме мы речь ведём? Он, как мы помним, на трёх горах – значит, в Трёхгорном переулке.
На ум приходит, конечно, Трёхгорная мануфактура. Недавно неподалёку от Храма поставили памятник тому, с кого ткацкое дело, ремесло начинается, – Василию Ивановичу Прохорову. Купец, основатель знаменитой Трёхгорной Мануфактуры. С него династия промышленников начинается, - люди, которых так возненавидит новая власть.
Почему о главной русской трагедии вдруг вспомнили? Не вдруг, конечно, – все поняли уже, наверное, где Храм и памятник находятся…
Помните, в рассказе И.А.Бунина «В одной знакомой улице» возлюбленная главного героя живёт на Пресне – московской окраине. Только тогда ещё не «покраснела» она от пролитой крови, в том числе – невинной.
Здесь несколько переулков, носящих имя Предтеченских – Большой, Малый. Если пойти в направлении Садового Кольца, то «вырастает» перед нами Храм цвета солнечных лучей, в честь Рождества Иоанна Предтечи возведённый.
В течение семидесяти лет были переулки большевистскими. Диктатура пролетариата, кощунствуя над тем, что основу русской жизни составляло, утверждалась, все правила, все «каноны» уничтожая.
Имена переулков возвратились, но ещё более десяти лет назад просили, требовали жители Большой Декабрьской улицы вернуть законное название «Большая Ваганьковская». (Правила, по которым улицам имена давали, – тема отдельная, но главный источник – святыни, а ещё названия с географическими названиями связаны. Но уж никак не в честь декабрьского восстания).
До сих пор вопрос этот не решён – и всё каким-то «мраком» покрыто. Чести власть имущим это не делает…
В московской окраине – ныне почти центре сохранились «домики старой Москвы», как называла их М.И.Цветаева, но сохранились и надписи, таблички с напоминанием о революционной «деятельности».
В 1905 году в дни «беспорядков» рабочие Трёхгорной Мануфактуры охраняли Храм Святителя Николая – а вскоре всё снёс мутный поток революций и гражданской войны.
И названия улиц и станций метро: «Краснопресненская», «Баррикадная», «Улица 1905 года» – «говорят», очевидно о том, что многие с «революционным прошлым» никак не расстанутся. Оттого именно здесь и «разыгралась» трагедия 1993 года.
Все помнят, наверное, как шли поезда метро, не останавливаясь на этих станциях, как в «оцепленной» зоне детская больница оказалась, как падали некоторые, сражённые просто шальной пулей. Как стоял кровавый туман, там, где беззаконие «распоясалось».
Дай Бог, чтобы никогда больше не повторилось того, что пережили мы в те октябрьские дни…
Я рядом со станцией метро Смоленская тоже Храм Святителя Мирликийского выстроен.
Со Святителя Николая начали, к нему и пришли, по «трагическому» району путешествуя...
Святитель Отче Николае. Вразуми народ русский, чтобы родную историю не забывали. Спаси Россию от духовных нестроений...

Поиск