Опубликованные материалы

Использование интерактивных методов на уроках для развития творческой личности младших школьников»

16-08-2024

Труциненко Наталья Валериевна

 

 учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специализированная школа с углубленным изучением предметов естественно – математического цикла №135 городского округа Донецк» Донецкой Народной Республики

Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов и множества других умных и чрезвычайно полезных устройств.
В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, которое от предыдущих отличается особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправдано.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
А как добиться такого результата? Так как для детей младшего школьного возраста умения работать с информацией – это большая трудность, тут сказываются психологические особенности возраста, быстрая утомляемость и т.д. Поэтому в последние время я заинтересовалась интерактивными методами и средствами обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Анализируя результаты работы, пришла к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Книга, доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего… Неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса для меня стало использование ИКТ. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения каждому ребёнку предоставлена возможность "путешествовать" по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Среди интерактивных прийомов работы я использую такой метод как «Кластер». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Например при изучении темы «Зуки» на уроке мы составляли кластер и схематически выделяли, какие бывают звуки, характеризовали их . Стоит заметить что кластер не подается в готовом виде, его составляют учащиеся в течении изучения темы, а в результате составляют правило и рассказуют его по составленной схеме. А так же на уроке русского языка (2 класс) при изучении темы «Имя существительное» можно использовать построение кластера. Можно использовать печатную наглядность или же в виде презентации.
Интерактивный метод «Инсценировка» используется мною на уроках литературного чтения. При изучении сказки дети подготавливают свою роль,заранее выбранных персонажей, рисуют рисункок своего персонажа или изготавливают дома маску. При изучении рассказа «Под грибом» дети рисовали рисунки, заучивали свою роль и при помощи этого метода было проверено домашнее задание.
Так же на уроках приветствуеся такой метод обучения как «Мозговая атака», где каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение. Я записываю на доске необходимый вопрос-проблему и учащиеся предлагают свои методы и способы решения. Я считаю что необходимо выслушивать и записывать все предложения, после чего обговорить и подвести итоги. Например( «Природоведение» 2 класс тема «Растения, занесенные в Красную книгу Украины), указать учащимся вопрос:Что влияет на стремительное уменьшение некоторых видов растений на Украине?, и записывать причины. Этот прием я применяю на этапе актуализации, мотивации учебной деятельности, изучение или обобщение материала. Цель этого приема в том, чтобы за ограниченное время собрать как можно больше идей.
В том случае если на уроке необходимо усвоить большое количество информации, я использую метод «Ажурная пилка». С помощью которого одним учащимся выпадает возможность самостоятельно изучить материал, а потом рассказать и научить остальных ( и наоборот).
Стоит так же заметить, что для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами» . Цель – положительный настрой на работу,
Уже с первого класса я стараюсь готовить учащихся к таким видам работы на уроке. Очень широко применяю в 1 классе технологию «Работа в парах». « Работа в парах» эффективна на начальном этапе обучения учеников работе в малых группах. Ее я использую на любом этапе урока для достижения любой дидактической цели. Работая в паре, ребенок имеет возможность высказаться. При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Хочу привести несколько примеров упражнений для работы в паре на различных этапах уроков.
1. Складывание пазлов (портреты сказочных героев, растений, животных);
2. Составление диалога;
3. Составление слов по карточкам;
4. Взаимопроверка (Стихотворения , таблицы умножения или деления));
5. Составление примеров, задач по схемам, рисункам ;
6. Разгадывание кроссвордов;
7. Составление текстов («Правил поведения в школе», «Советы для закаливания на лето», «Подбор качеств человека», назвать признаки здоровья у соседа и т.д.)
8. «Исправь ошибки» (неправильно решенные примеры);
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Очень часто использую прием «Незаконченное предложение». Этот прием использую на любом этапе урока.
Например:
- Я хочу, чтобы наш урок был…
-Мне нравится, когда …
На уроке окружающего мира по теме « Признаки здоровья » или «Личная гигиена» продолжить предложения:
- Если я не буду мыть руки, то …
- Если я здоров, то я…
Подводя итог урока ( рефлексии), я предлагаю детям такие незаконченные предложения:
- Мне сегодня на уроке …, потому что…
-Я знаю……
-Я умею…………….
Ученики с большим желанием высказываются о прошедшем уроке и своих чувствах.
С первого класса я готовлю детей к использованию метода «Займи позицию». На плакатах запись «Согласен», «Не согласен», «Не могу определиться».
На уроке математики у доски 1 ученик решает примеры или задачу, а остальные дети должны проверить и занять соответственно место у плаката, доказывая свою точку зрения. Это может быть весь класс, а могут быть только 3 ученика.
На уроках часто использую технологию « Ассоциативный куст». На этапе актуализации знаний или мотивации учебной деятельности можно предлагать такие задания:
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «лето»?
Дети высказывают свои мысли, а учитель записывает их все на доске.
Все эти технологии помогают учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Еще одно, на мой взгляд, интересное упражнение «Бананы», которое помогает сломать стереотипы, производить работу левой полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка.
(Надпись на доске: ШБИАСНТАЛНЕЫР)
Зачеркните в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)

Поиск