Опубликованные материалы

Проблема обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы

09-09-2023

Кристина Юрьевна Рафаелян

 

 Учитель русского языка и литературы, МБОУ Лысогорская СОШ

Проблема обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, поэтому проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.
Школа играла и играет (для тех, кто сейчас обучается) особую роль в жизни и судьбе ребенка. Поэтому на педагогов ложится главный и сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания, особенно, если – это ребёнок с ОВЗ.
Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Однако, социальные факторы – это не только школа, это и ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт; это взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время.
Сегодня в класс приходят дети, у которых имеется одно или несколько отклонений в развитии, связанных с изменением нервной системы ребёнка, различных болезненных состояний нервной системы – неврозов, перенапряжением. В связи с дефектами речи, с нарушением развития речи, особенностями психической мыслительной деятельности, у детей с ограниченными возможностями отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала.
Если говорить об особенностях формирования языковой речевой культуры учащихся с ОВЗ, конечно понятно, что научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка.
Обучение по всем учебно-методическим комплектам в начальной школе начинается с усвоения понятий «язык», «речь», «предложение», что в дальнейшем является базой для обучения грамоте, что в свою очередь служит основой для формирования устной и письменной речи, обогащения лексического и грамматического строя речи, её стилистической дифференциации. А если дети это не усвоили? А если в школах не открывают классы коррекции? Родители не желают возить детей в специальные образовательные учреждения?
В самом начале работы с такими детьми, главным условием должно быть понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но при работе с этими детьми нужен индивидуальный подход к каждому. Нам, учителям, нужно помнить и учитывать, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества, и чем раньше начинается работа с ребенком, тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения, и не будет осознавать свою несостоятельность.
Классы, как правило, крайне неоднородны. Вместе с детьми с выраженной задержкой психофизического развития обучаются и дети с относительно сохранным интеллектом, и различным уровнем развития. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку в таком классе.
Хорошим подспорьем в работе послужит технология организации групповой работы, более подходящая к разно уровневой коррекции. Изучение индивидуальных особенностей учащихся и советы психолога позволяют разделить класс на группы по уровню развития учеников.
В первую группу могут войти дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают более высоким уровнем деятельности. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Во вторую группу войдут дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать свое внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью группу образуют ученики с замедленной реакцией на вопрос
или задание учителя, с замедленной речью, бедной эмоционально и по составу. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя такие проявления на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными [6].
Умение организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности – это и есть цель дифференцированного обучения.
Разно уровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Стараюсь, чтобы материал для чтения был комфортным для ребенка, выделяю маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием. Перед чтением текста знакомлю ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде, должно быть кратким, конкретным, одним глаголом. Всегда прошу ребенка повторить задание.
Кроме задач по развитию обучающихся и процесса социализации я ставлю перед собой и дополнительные задачи:
· повысить самооценку ребёнка;
· расширить представления обучающегося о мире в целом;
· усилить положительное отношение к учебной деятельности.
На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития.
На уроке ребёнок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще. Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с ОВЗ, утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.
Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений. Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении. Поэтому важно при каждом варианте дефектов в развитии подобрать индивидуальную обучающую программу.
Для реализации данных задач нужно создать благоприятный позитивный настрой для последующей успешной работы с учётом психофизических возможностей, с учётом его познавательных и интеллектуальных способностей, с учётом особенностей психоречевого развития.
Главная задача курса русского языка и литературы — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Я считаю, что ведущим в системе педагогической деятельности детей с ОВЗ является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.
В системе лексической работы значимое место занимает подбор синонимов и антонимов, упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, ознакомление учащихся с образными выражениями и фразеологическими оборотами. При изучении различных частей речи следует обратить внимание на работу над образными сравнениями.
Особенности мыслительной деятельности детей, с ограниченными возможностями здоровья, проявляются в бедности их словарного запаса, в крайне упрощенном изложении материала, в ошибках при построении предложений, в большом количестве орфографических ошибок. Я надеюсь, что грамматические упражнения разного вида, связанные с развитием речи, постепенно повысят активность учащихся, сформируют интерес и внимание к слову. Словарный запас детей будет пополняться словами, которые необходимы для успешного усвоения учебной программы, активной социализации ребёнка.
Дети должны понимать смысл используемых ими слов, активно вводить их в свою речь, что, естественно, будет развивать мышление.
Уроки развития речи, для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть насыщены лексическими упражнениями, т. к. это эффективно влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся ставить вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения. В процессе систематических заданий у учащихся формируется умение высказываться по плану, составлять рассказы, писать изложения, сочинения. На уроках такого вида очень важно поддерживать у детей желание учиться, формировать их познавательные интересы. Разнообразные формы работ развивают у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте, использовать при ответах и в письменных творческих работах образные слова и выражения.

Поиск