Опубликованные материалы

ООД на тему"По секрету всему свету"

06-08-2024

Калугина Марина

 воспитатель МДОБУ "ДСКВ №1"г. Мурино Л.О.

Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами экспериментирования


Воспитатель: Калугина М. Н.
В старшей группе №12 «Тигрята»

Тема занятия: «По секрету всему свету».
Образовательные области: «Познавательное развитие», в интеграции: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие»
Цель: Способствовать расширению знаний детей об источниках света.
Задачи:
1.Образовательные: познакомить детей с источником света – керосиновой лампой, ее применением в давние времена на Руси. Закреплять знания о современных предметах быта, как источнике света, их безопасности (солнце, свеча, радуга, бра, костёр и др.)
2.Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение,
умение делать простые опыты и выводы к ним.
3. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Тип занятия: опытно-экспериментальной направленности.
Продолжительность:25 минут.
Предварительная работа: занятие по познавательному развитию, беседа по безопасности, о правилах работы с материалом для экспериментов. Д/Игра «Что можно и что нельзя»; Игра «Фокусник», опыты с фонариками; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о предметах быта в старину. Загадки об источниках света.
Словарная работа: Домовой, керосин, животный жир, колба, быт, лучина. Демонстрационный материал: изба, сундук, керосиновая лампа, настольная лампа, искусственная свеча, иллюстрации на тему: «Осторожно-источники света!», иллюстрации источников света (солнце, бра, свеча и т.д) ИКТ.
Раздаточный материал: карманные фонарики, лист картона, лист бумаги на каждого ребёнка.
Методы и приёмы:
Игровой метод- использование сюрпризных моментов, игры, гимнастика для глаз
Наглядный метод-изба, презентация- источники света; предметы: керосиновая лампа, настольная лампа, свеча искусственная, иллюстрации по безопасности, фонарики, листы картона и бумаги.
Словесный метод: рассказ, беседа, загадки, вопросы и ответы детей, физкультминутки, поощрения, анализ, выводы, итог.
Практический-выполнение опытов и экспериментов.
Литература:
Большая энциклопедия дошкольника – М.,2015.
«Мир вокруг нас» - Соколова Ю. Р,
Репьев С.А. Забавные опыты с детьми// Мастерилка ,2013.



Ход занятия
1.Организационный момент
2Основная часть
3. Рефлексия
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Встали дети дружно в круг, я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. (приветствие).
Звучит спокойная музыка. Дети подходят к домику, где живёт Домовой.
Домовой: Кто здесь шумит, кто здесь веселится?
И меня домового вовсе не боится? (мотивационный момент).
Домовой: Здравствуйте, ребята! Я- домовой, хранитель домашнего очага. Я могу и посудой погреметь и во сне пощекотать. А главное мое дело- за хозяйством смотреть, чистоту соблюдать и много вам интересного рассказать о предметах, которые меня в доме окружают. Хотите о них узнать?
Дети: Да. (садятся на лавочки).
Домовой рассказывает: Давным – давно в старину, когда на Руси люди жили без света, они использовали факелы, разжигали костры, пользовались лучинами, но прошло время и человек придумал такой интересный предмет-это керосиновая лампа –как источник света (показывает керосиновую лампу). Такая лампа и мне помогает. (Домовой показывает настоящую лампу). В ёмкость заливается керосин, затем опускается фитиль и поджигается, а сверху одевается стеклянная колба. Дети рассматривают подетально. А зачем её использовали, как вы думаете? Дети рассуждают. Чтобы пламя было ровным, чтобы ни ветер и никакой сквозняк не помешал ей гореть. Вот какой интересный предмет я использую, когда нет света.
Всем на земле необходим свет. Почему? Ребята, а какие источники света вы знаете?
Слайд 1.
Игра «Загадки и отгадки»
Под хрустальным козырьком «Костерок» под потолком!
Если вспыхнет ярко, что будет нам подарком? (Свет)
Привела я солнце
За свое оконце.
К потолку повесила,
Сразу стало весело. (люстра)
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает (солнце)
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу (свеча)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки (луна)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти (радуга)
Слайд 2
Домовой: Молодцы. У меня в избе тоже есть настольная лампа и свеча (показывает детям) давайте проверим, какой предмет светит ярче, почему?
Игра-эксперимент «Какой предмет светит ярче?»
Дети делают вывод: свеча даёт мало света - это маленький источник света, а лампа -это большой источник света, она ближе и ярче светит.
Молодцы, ребята. У меня в избе можно отдохнуть и повеселиться. Приглашаю потанцевать.
Физкультминутка «Домовёнок Кузя».
Домовой: Ребята, теперь вы знаете, что такое керосиновая лампа, как её использовали люди на Руси-в старину, знаете почему некоторые предметы ярче светят, а другие нет, почему людям необходимы источники света.
Домовой: некоторые предметы очень опасны для глаз назовите какие? Беседа и рассуждения детей о безопасности с предметами, которые дают свет. Рассматривание иллюстраций.
Домовой: Чтобы наши глаза не уставали, всегда были здоровыми мы с вами выполним гимнастику для глаз «Весёлая неделька»
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Среда
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Суббота
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Воскресенье
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Домовой: Ребята, я открою вам секрет! У меня есть волшебный сундук, в котором лежат знакомые вам предметы, а чтобы их оттуда достать нужно загадку отгадать, и с ними опыт показать.
Я волшебную свечу
Так и сяк в руках верчу
Не огнём горит она
Батарейками полна (фонарик)
(Дети достают карманные фонарики из сундука) А для чего он нужен? Почему он загорается, а потом вдруг затухает? (Дети рассказывают о применении карманного фонарика человеком в быту).
Слайд 3.
Домовой: А сейчас ребята, мы с вами покажем опыт «Луч света». Я приглашаю вас к рабочему столу, посмотрите что здесь находится? Показ воспитателем опыта с фонариком.
(Дети сквозь тонкий и плотный лист бумаги пытаются рассмотреть предметы с помощью фонарика).
Выводы детей: Свет от фонарика может проникнуть через прозрачный предмет, а через плотную бумагу нет, она как бы преграждает путь лучу.
Домовой: Молодцы ребята, какие вы любознательные, теперь вы много знаете интересного об источниках света. Какой источник света был необходим людям в старину? Почему настольная лампа горит ярче? Какие источники света можно купить в магазине? Если не будет источников, что произойдёт? Ит.д.
Рефлексия. А вам понравилось у меня в гостях? Что ещё хотели бы узнать интересного? С какими трудностями столкнулись?
Домовой: Чтобы вам было весело идти домой, подарю я вам эти фонарики. Я буду рад видеть вас снова. До скорых встреч!

Поиск