Опубликованные материалы

Культура взаимодействия ученика и педагога в школе искусств

18-09-2024

Кавунова Полина Михайловна

 педагог-психолог, ГБУДО г.Москвы ДШИ "Родник"

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении учащиеся раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиции учителя создают почву для возникновения недоверия и замкнутости. Преподаватель должен помнить о том, что сказанное любимым учителем, воспринимается иначе, чем то, что говорит презираемый человек. «Отрицательные» и «неустойчивые» учителя вызывают негативное отношение к себе. А это значит, что они работают против школы, а значит и против общества.

Авторитарный стиль («разящие стрелы»)
Преподаватель единолично определяет пути работы над музыкальным произведением, пресекает всякую инициативу учащегося. Основная форма работы: «Я сказал - ты сделай». И даже похвала, высказанная фразой: «Ты хорошо сыграл, не ожидал от тебя такого» - звучит как оскорбление. Чаще всего такой преподаватель не объясняет, как можно исправить ошибку, у него преобладает начальственный тон и нетерпимость. В самостоятельной работе учащийся часто беспомощен.
Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»)
Преподаватель старается донести до ученика цель деятельности, подключает его к работе над произведением, поощряет самостоятельные суждения учащегося, что развивает уверенность ребенка в себе. Такой педагог учитывает индивидуальные склонности и способности каждого учащегося. Основными способами в работе являются просьба, совет, информация.
Либеральный стиль («плывучий плот»)
Анархический попустительский стиль руководства. Педагог не вмешивается в работу учащегося над произведением, то есть фактически устраняется от ответственности за результат и за то, что происходит в учебном процессе. Об авторитете педагога здесь не может быть и речи. Это антипедагогический стиль, так как отрицает руководящую роль педагога в процессе обучения.
Авторитарный стиль может обеспечить кажущуюся эффективность учебного процесса и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле руководства задерживается процесс развития музыканта.
Лучший стиль педагогики - демократичный. Хотя качественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном стиле, но зато интерес и желание учиться не иссякает у учащегося и при отсутствии педагога. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности.
Занятия с учащимся – это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая учащегося в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недооцениваем способность ребенка мыслить и понимать и, желая подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально ощущают эту фальшь, она их оскорбляет и отталкивает. Бесцельно тогда стараться пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения, ибо все его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо другого. Также неправильно разговаривать с ребенком в духе безоговорочного приказа, строгого и беспрекословного подчинения. При таком подходе основным состоянием учащегося на уроке будет страх и скованность, боязнь сделать то, что педагогу не понравится. Естественно, что и в этом случае трудно будет его заинтересовать музыкальными задачами. Ребенок должен почувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда ученик испытывает доверие к преподавателю и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие. С этого начинается авторитет преподавателя. Так создается почва для того, чтобы заинтересовать учащегося музыкальными уроками.
Необходимо помнить, что урок – не монолог преподавателя. Даже если он обладает талантом оратора, умея говорить убедительно, эмоционально и понятно, его речи не принесут желаемой пользы, когда ответом будет молчание ученика. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между преподавателем и учащимся постоянно ведётся на языке музыки, но необходим ещё и обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу изучаемых произведений. Г.Г Нейгауз говорил, что необходимо «развивать фантазию ученика удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, особенно душевной, эмоциональной жизни». Разговаривая о характере музыкального произведения, об эмоциях, которые вызывает музыка, используя различные языковые средства выразительности (эпитеты, олицетворение и др.), мы развиваем речь ребёнка, а значит, и его образное мышление.
Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что преподаватель специальности музыкальной школы, беря в класс на обучение ребенка, возлагает на себя огромную ответственность, прежде всего за правильное формирование у него эстетических потребностей в музыке, музыкальных занятиях и за полноценное развитие проявившихся способностей. Только умный и увлеченный педагог силой своего обаяния может влюбить в музыку ребенка как талантливого, так и со средними музыкальными данными.

Поиск