Опубликованные материалы

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста: основные направления и способы

16-11-2023

Головашкина Ирина Сергеевна

 учитель начальных классов МБОУ "Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского"

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста: основные направления и способы

Мотивацией школьников на ведение здорового образа жизни может быть создание положительных эмоций при освоении знаний, формирование у младших школьников нравственного отношения к своему здоровью. Школьник должен знать и осознавать, что здоровье человека – это важнейшая ценность.
Значимую роль в формировании представлений о здоровом образе жизни у младшего школьника играет деятельность педагога-психолога.
Целью работы педагога-психолога является создание психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения.
Одним из видов помощи ребёнку является психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то в качестве спутника или провожатым.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития ребёнка.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- определение степени готовности ребёнка к обучению в школе, обеспечение успешной адаптации к школьным занятиям;
- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
- систематическое отслеживание психологического статуса ребёнка и динамики его психологического развития;
- создание психологических условий для оказания помощи школьникам, у которых есть проблемы в психологическом развитии.
Поэтому, одно из важных направлений в работе педагога-психолога является укрепление и сохранение здоровья детей. Для формирования представлений у младших школьников о здоровом образе жизни педагог-психолог должен:
- обращать внимание школьников на особенности их организма и здоровья;
- расширять представления о составляющих здорового образа жизни (движение, сон, правильное питание, солнце, воздух, вода);
- расширить представления о роли гигиены и режима дня для здоровья;
- показать зависимость человека от правильного питания;
- учить характеризовать своё самочувствие;
- раскрыть возможности здорового человека.
В качестве основных методов по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников педагог-психолог может использовать артикуляционную гимнастику, игровые упражнения, беседы, физкультминутки, дыхательные упражнения и т.д.
Развитие навыков в процессе формирования здорового образа жизни имеет огромное значение для развития таких психических процессов как память, внимание, речь, мышление, воображение, развитие волевых качеств.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения процесса формирования здорового образа жизни в начальной школе являются:
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- формирование активного отношения к своему здоровью,
овладение приёмами и навыками здорового образа жизни;
- мониторинг уровня сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Сначала педагог-психолог проводит диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни школьников и их психического здоровья. По результатам диагностики планируется индивидуальная и групповая работа с младшими школьниками по формированию представлений о здоровом образе жизни. Далее идёт коррекционная работа (индивидуальная и групповая, активно применяется песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия); развивающая работа (индивидуальная, групповая); просвещение и психопрофилактика (выступления на педсоветах, организация и проведение семинаров-тренингов, проведение круглых столов).

Поиск