Опубликованные материалы

Методы и формы работы с текстом

28-05-2023

Асадченко Оксана Владимировна

 

 учитель МАОУ СОШ № 2 города Кировграда


Методы и формы организации учебной деятельности, способствующие формированию компетенций рациональной и продуктивной работы с разнообразной информацией и различными источниками



Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать компетенциями XXI века, в том числе навыками функциональной грамотности. Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, свободно использовать навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации.
Например, оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д. Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность человека в социальном окружении.
Уметь читать, вести беседу и записывать полученную информацию – вот известные всем педагогам формы деятельности на уроке.
Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:
· обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;
· не умеют использовать приобретенные знания на практике;
· многие не обладает навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или диаграммы;
· ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст, применять полученную разными способами информацию на практике. А ведь эти навыки, пожалуй, являются самыми важными и необходимыми. Существует необходимость в формировании функциональной грамотности обучающихся через развитие умений работы с учебным текстом. При изучении материала по истории и обществознанию серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую информацию.
Мой «топ-10» приемов работы с текстом.
С моей точки зрения, можно выделить следующие наиболее эффективные приемы работы с учебным текстом:
1. Составление вопросов:
• Составить и записать в тетрадь как можно больше вопросов к тексту.
• Составление вопросов к тексту: «2 правды, 1 ложь».
• «Просклоняем историческую личность по всем падежам»

2. Прием «золотоискатели»:
• Для поиска ответа на вопросы вы будете работать с текстом.
• Текст у каждой группы свой.
• Первые участники каждой команды выходят в коридор и 30 секунд читают текст. По истечении времени первые номера возвращаются в команду и приносят крупицы добытой информации.
• Все это записывается. Потом идут вторые номера и так далее.
• После того, как все участники побывают в роли «золотоискателя» и группы составят свои ответы на вопросы, начнется этап проверки.

3. В течении 10 минут изучить свой пункт § 6, подготовить по нему выступление и несколько «тонких» вопросов.

4. Прием «Мозаика»:
1. По одному частнику от каждой группы собираются в экспертные группы и изучают свой фрагмент текста. Можно делать записи, рисунки.
2. Эксперты возвращаются в свои группы и по очереди объясняют/пересказывают свой фрагмент участникам своей группы.
3.Проверяем понимание всего текста всеми участниками группы.

5. По координатным точкам составить рассказ о событии, сделать вывод.

6. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.

7. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.

8. «Фишбоун» (fishbone – рыбья кость) –метод целеполагания, основанный на осознании проблем, способов их решения и постановке образовательных задач. В основе данного метода лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, которая позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа некоего объекта или явления причины возникновения проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
9. SWOT–анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы)
S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

10. Приемы «Синквейн» и «Диаманта».

Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.
Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

Поиск