Опубликованные материалы

Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет

13-06-2024

Кулиева Карина Муаедовна

 Воспитатель, ГКДОУ д/с N23 «Радуга» г.Байконур

Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет»

Актуальность. Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения с игрушками, сверстниками, взрослыми. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. Актуальность моей темы обусловлено тем, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, а вместе с тем происходит улучшение речи, накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.
Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Я считаю, что выбранная мною тема позволила сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Цель: развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи
Задачи:
 учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
 формировать грамматический, лексический строй речи;
 развивать навыки активной, разговорной, образной речи
 приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
 развивать артистические навыки детей, воображение, эмоции, фантазию, коммуникативные навыки, речь.
 пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
 воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
 обогатить театральный уголок в группе различными видами театров (кукольный, конусный, теневой, пальчиковый и др.), театральных атрибутов, картотека театрализованных игр, картотека «Загадки о сказках»;
 повысить уровень собственных знаний путем изучения различной литературы и информации в Интернет-ресурсах
 обобщить и распространить педагогический опыт в рамках проведения мастер-классов.
В процессе работы использовала следующие виды театра: настольный, теневой, пальчиковый, костюмированный БИ-БА-БО, сюжетно-ролевые (с применением масок), кукольный. Все виды театров были использованы, как и в совместной, так и в самостоятельной деятельности, и имели успех. Дети группы любят и принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.
Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Непослушный медвежонок», «Зайчик и его находка», «Курочка ряба». Показывали этюды «Цыпленок», «Я хожу как медведь», «Злой», «Добрый», «Весёлый», «Грустный», «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Угадай мою эмоцию», «Повтори за мной» и т. д. Играли в театрализованные игры: «Волшебное превращение», «Представь себе», игра на имитацию движений «Если сможешь повтори», «Передай движения», пальчиковые игры на развитие речевой активности и умение передавать характер животных.
Проводились беседы на темы «Кто работает в театре?», «Хороший и плохой поступок» (по мотивам предложенных детьми сказок).
Обыгрывала с детьми знакомые сказки по ролям и с помощью настольного театра «Волк и три поросята», «Колобок», «Лиса и журавль», игра-пантомима «Волшебный сад», Игра-пантомима «Медвежата». Учила детей соблюдать содержание и правильный ход текста, развивала диалогическую речь, рассказывать про любимые игры и сказки: «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом». Проводилась работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам, а также по составлению связного рассказа по картинкам с опорой по сказке «Теремок». Работая над выразительностью интонировать голоса героев сказки, через теневой театр показывая любимые сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Маша и Медведь» и др.
Игровые ситуация «К нам в гости пришли куклы би-ба-бо», «Игровая ситуация «К нам в гости пришли театральные куклы», Игровая ситуация «Покажем куклам, кто как говорит?» - были неотъемлемой частью моей деятельности с детьми. Прослушивание аудиосказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
Проектная деятельность: показ теневого театра «Теремок». Показывая настольный и кукольный театры, детям давала возможность проявить себя наедине с куклой и друзьями, развивая фантазию, воображение. Театральный уголок дополнила играми и упражнениями:
«Развитие речевого дыхания», «Аудиальное внимание», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь».
Оформлены альбом:
 «Виды театров»;
 папка передвижка «Мир театра», «Теневой театр»,
 пальчиковый театр «Колобок»,
 театр на палочках «Курочка ряба»,
 различные маски животных.
Важно участие родителей в качестве исполнителей роли, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию. Дети на основе готовых кукольных театров совместно с родителями разыгрывали сказки, составляли интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводила консультации и беседы на тему «Что такое театр?», «Виды театра, которые вы можете изготовить совместно с вашими детьми», консультация «Организация кукольного театра в домашних условиях».
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.
В результате проведенной работы у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы, выражать эмоции, такие как сочувствие, радость за сказочного героя. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

Поиск