Опубликованные материалы

Из опыта работы с детьми ОВЗ в начальной школе

18-06-2024

Иванова Мария Николаевна

 учитель начальных классов, МБОУ "Средняя школа №22" города Ульяновска

Ежегодно в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с ЗПР, аутизмом, эпилепсией, ДЦП.

При обучении детей с ОВЗ главным условием для учителя является понимание того, что дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Важным моментом в этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Главная задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В каждой школе должна сформироваться установка: «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются
• положительный психологический климат в классе.
• тесное сотрудничество между учителями, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Одной из сложностей, которая появится у учителя постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
• Все дети равны в школьном сообществе.
• Все дети имеют равный доступ к процессу обучения.
• У всех детей должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
• Вовлеченные педагоги настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Обязательные требования к уроку с детьми ОВЗ:
1. Воздействие на все органы чувств;
2. Разнообразные виды деятельности;
3. Обращение к опыту ребенка;
4. Комфортные условия на уроке;
5. Создавать ситуацию успеха;
6. Содружество учителя;
7. Задания малыми дозами;
8. Игра;
9. Чувство самодостаточности, уважение к личности.
В своей работе я использую методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления;
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;
7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах;
11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;
12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Поиск