Опубликованные материалы

Педагогические аспекты деятельности внештатного преподавателя, подготовка к занятиям

17-06-2024

Николай Валерьевич Фролов

 внештатный преподаватель

Как подготовить современный урок

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность педагога и обучающихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы уровень был достаточно высоким, надо, чтобы педагог в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовиться урок.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к занятию:
- четко определить и сформулировать для себя тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие, иначе говоря, посмотреть на занятие ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на занятие сквозь призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку, зачем оно вообще нужно? В связи с этим надо обозначить обучающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо:
- подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в этот список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
- подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в знакомой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
- упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
- составить три набора заданий
- задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать «изюминку» урока.
Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся – одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке, для чего продумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
9. Подготовленное таким образом занятие должно лечь в конспект.
Как анализировать свое собственное занятие
Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий педагог? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий педагог – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека творческого. Любое творческое дело нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых уже сложившихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь занятие как основную ее форму.
Из чего же складывается такой анализ? Попробуем ответить на этот вопрос.
1. Первое, что должен сделать педагог, анализирующий свое занятие, определить его место в теме и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
2. Каковы цели урока: дидактические, развивающие, воспитательные? Чем обусловлен выбор данных целей? Попытаться соотнести поставленные цели урока для обучающихся и для педагога с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи. Каковы микроцели каждого этапа урока и как они обеспечивают достижение основных целей урока?
3. Подумать, на сколько оптимально было выстроено занятие? Чем руководствовался педагог при отборе содержания учебного материала? Насколько учитывались требования программы (стандарта). Соответствовало ли занятие вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития обучающихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучаемым, развивающим и воспитывающим целям урока?
4. Ответить на вопрос, что нового дало данное занятие для развития ума, памяти, зрения, для формирования интереса к данному предмету.
5. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
6. Как и с помощью каких форм, методов и приемов была организована учебная деятельность учащихся на уроке? Обеспечивалась ли познавательная и профессионально значимая мотивация деятельности? Включались ли обучающиеся в процесс целеполагания? Учитывались ли индивидуальные особенности и потребности
обучающихся, осуществлялась ли их дифференциация? Какой характер носила деятельность (репродуктивный или продуктивный)? Соответствовало ли это целям урока? Была ли организована совместная деятельность обучающихся? С помощью каких форм и методов? Происходило ли в процессе нее освоение профессиональной деятельности? Осуществлялся ли учащимися самоконтроль и самоанализ результатов своей деятельности?
7. Попробовать оценить степень активности обучающихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности обучающегося при оценке его работы.
8. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес обучающихся к занятию на всем протяжении? Как была организована смена видов деятельности обучающихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались сами обучающиеся?
9. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт обучающихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
10. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью обучающихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд обучающихся был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
11. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него – как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как обучающиеся записали его? Продумана ли его проверка?
12. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
13. Наконец, немаловажным является настроение педагога после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как занятие прошло, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением обучающихся после предыдущего урока. Поэтому далеко нелишне постараться узнать о проблемах обучающихся еще до своего урока. Они живые люди, и их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

Поиск