Опубликованные материалы

проект " Россия -тогда и сейчас"

15-05-2024

Семенова Татьяна Александровна

 г. Иваново, МБДОУ " Детский сад комбинированного вида 58", воспитатель

Тема: «Россия тогда и сейчас».
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Тип проекта: детско-взрослый.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проблема: дети не имеют устойчивых представлений о том, какой наша страна была раньше: какими были архитектура, транспорт, средства связи и коммуникации, одежда, бытовая техника и т.д.
Актуальность: Одним из основных принципов ДОО согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования является принцип сохранения традиций и обычаев народов России, и нашего региона, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В результате беседы с детьми было выявлено, что большая часть воспитанников не имеют представления о том, какими были раньше привычные вещи, какой была Россия «тогда», но проявляют повышенный интерес к данной теме.
Исходя из вышесказанного, было принято решение о разработке и реализации познавательно-игрового проекта «Россия тогда и сейчас» для детей старшей группы, который поспособствует удовлетворению познавательного интереса детей и приблизит детей к истории своей страны.
Цель: создание условий для воспитания у дошкольников чувства патриотизма и формирования представлений о том, какой раньше была наша страна, и какая она сейчас посредством познавательно-игровой деятельности.
Задачи:
 развивать детскую познавательную и творческую активность посредством поддержания детской инициативы и использования вариативных форм детско-взрослого взаимодействия;
 познакомить детей с обликом страны и людей в разные времена;
 познакомить детей с обликом малой родины в разные времена;
 воспитывать у детей интерес к истории своей страны;
 содействовать нравственно-патриотическому воспитания дошкольников;
 привлечь родителей к детско-взрослому образовательному взаимодействию.
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечение к сбору материала для оформления мини-музея «Старая Россия. Россия сегодня», старинных игрушек для квест-игры.
2. Привлечь родителей к участию в вечере игр и моды, к сбору стариной одежды, обуви и головных уборов для дефиле и игр.
3. Привлечь родителей к сбору фотографий со своей юности. Рекомендовать рассмотреть старые семейные фотоснимки с ребенком, поискать отличия от современных снимков и жизни, которая на них запечатлена.
Этапы проектной деятельности:

I. Подготовительный.
1. Выявление проблемы;
2. Анализ, подбор и обобщение информации, методического обеспечения по теме;
3. Разработка плана реализации проекта;
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды, отражающей тему проекта, создание дидактического материала по теме;
II. Основной. Реализация намеченных мероприятий.

Сроки Вид деятельности
1 неделя Беседа «Время идет, все меняется».
Цель: познакомить детей с понятием «эволюция», «развитие», «перемены»; создать условия для развития у детей мотивации к познавательно-игровой деятельности в рамках темы проекта.
Виртуальная Экскурсия «Столица 100 лет назад».
Цель: создать условия для формирования у детей преставлений об облике столицы сто лет назад.
Квест-игра «История игрушек».
Цель: создать условия для формирования у детей устойчивых представлений о том, какими были игрушки раньше: из какого материала сделаны, кем, как и где оформлены и т.д., как происходил процесс эволюции детской игрушки.
Рассматривание альбома «Транспорт. История и развитие».
Цель: познакомить детей с историей и эволюцией транспорта (наземного, воздушного, водного, подземного) в России.
Дидактическая игра «Лото. Найди пару».
Цель: практиковать у детей навыки группировки современных вещей и их аналогов из прошлого (например, сотовый телефон - стационарный телефон; ЭВМ – ноутбук, повозка с лошадью - автомобиль и пр.).
2 неделя Вечер игр и моды «Через годы, через расстояния» (при участии родителей, дефиле в рамках игровой программы).
Цель: познакомить детей с тем, какой раньше была одежда посредством познавательно-игровой детско-родительской деятельности.
В рамках данного мероприятия детям будут предложены загадки, ребусы, подвижные игры об одежде и с элементами одежды, дефиле при участии родителей и детей, игровые локации с настольными играми.
Коллективное макетирование «Изба» (экспонат для мини-музея).
Цель: воссоздать облик избы посредством макетирования, тем самым обобщить представления детей об избе, как об основном виде жилья в старой России.
Виртуальная экскурсия «Россия 20 лет назад».
Цель: познакомить детей с обликом России 20 лет назад.
Лэпбук «Россия тогда и сейчас».
Цель: создать условия для самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей в рамках темы проекта.
Дидактическая игра «Что было, что стало?».
Цель: создать условия для развития у детей мышления, продолжать формировать представления о том, какой раньше была посуда и мебель, и какая она сейчас.
3 неделя Беседа с просмотром презентации Power Point «У меня зазвонил телефон. История средств связи и коммуникации».
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том, какие раньше были средства связи (бумажные письма, стационарные телефонные аппараты, телеграфы, голубиная почта и пр.).
ТРИЗ-упражнение «Коллективное придумывание сказки. Из истории вещей».
Цель: развивать у детей фантазию, самостоятельность, систематизировать представления об истории той или иной выбранной детьми вещи.
Например: Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать какую-либо вещь, это может быть то, что находится в комнате, или нет, по желанию детей. Далее воспитатель начинает сказку, а дети, сидящие с ним в одном большом круге, продолжают сказку, придумывая по одному или нескольких предложений. Например, дети выбрали «карандаш». Воспитатель начинает: «Давным-давно, когда нас с вами еще не было, у людей не было карандашей…». Дети продолжают, по необходимости, помогая друг другу. По просьбе детей, воспитатель оказывает детям поддержку, задавая наводящие вопросы, исключая готовые решения.
Квест-игра «Путешествие на машине времени».
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме проекта, познакомить детей с Россией 50 лет назад, ее архитектурой, транспортом, обликом людей, распространенными профессиями, праздниками, традициями.
Рассматривание альбома «Наш город. Тогда и сейчас».
Цель: познакомить детей с обликом родного города в разные времена, продолжать развивать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.
Коллективное макетирование «Современная квартира» (экспонат для мини-музея).
Цель: продолжать закреплять устойчивые представления детей о том, какая она - современная квартира, какие комнаты имеет и какой у них функционал.
4 неделя Викторина «Россия тогда и сейчас».
Цель: обобщить и систематизировать представления детей по теме.
Рассматривание детских фотографий родителей.
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том времени, в котором родители воспитанников были юными (обратить внимание на школьную форму, а также игрушки; квартиры и их обстановку).
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель: продолжать закреплять у детей представление о современном облике нашей страны.
Презентация мини-музея «Старая Россия. Россия сегодня».
Цель: сформировать и обобщить у детей представления о вещах, которыми люди пользовались в «старой» России, об истории и эволюции этих вещей.

III. Заключительный. Рефлексия.

ИТОГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Презентация мини-музея «Старая Россия. Россия сегодня».
2. Викторина «Россия тогда и сейчас».

Список используемых источников:

1. В.Н. Журавлева «Проектная деятельность дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.
2. М.В. Дубова «Организация проектной деятельности дошкольников, Детство-Пресс, 2008г.
3. Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 2003г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Поиск