Опубликованные материалы

Опыт работы

08-06-2024

Маловичко Виктор Алексеевич

 ГБУ ОО ЗО Великобелозерская СОШ №1 К-Днепровского района

Обобщение педагогического опыта
учителя химии
Маловичко Виктора Алексеевича
по теме «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся».

XX век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно. Мир сегодня нельзя воспринимать не по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, необходимо следовать тезисам ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план в современном образовании выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.
Таким образом, актуальность моего педагогического опыта определяется поиском путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Это противоречие определяет ведущую педагогическую идею моего опыта: создание условий для развития личности учащихся. В своей педагогической деятельности я стремлюсь учить учеников самих организовывать свою деятельность, в том числе и исследовательскую, определять тему, ставить перед собой цели, планировать свою работу, анализировать, видеть проблемы, строить гипотезы, доказывать их или опровергать, применять полученные знания на практике.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»
Таким образом, целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся.
В соответствие с целью я решаю следующие задачи:
1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения в рамках классно-урочной системы.
2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.
3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
4. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету.
5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, методам обучения, и роли учителя-предметника; в развитии умения учителя управлять познавательной деятельностью учащихся, используя для этого различные средства обучения и стимулирования.
Теоретической базой опыта являются:
1. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина
В.В.Давыдова.
2. Теория проблемного обучения М.И. Махмутова и И.Я. Лернера.
3. Технология критического мышления И.В.Муштавинской
4. Теория проблемно-интегратированного обучения в химии М. А. Шаталова, Н.Е.Кузнецовой.
Для достижения поставленных целей и соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях. Эти необходимые планируемые результаты представляют собой требования к усвоению учебного материала учащимися. Так, знакомясь с предметом химии в теме «Введение» ученики 8 классов должны не только освоить основные понятия (предмет химии, физическое тело, вещество), но и приобрести навыки поведения и работы в химическом кабинете, освоить основные приемы обращения с лабораторным оборудованием, научиться объяснять роль химии в жизни общества и в своей жизни, научиться применять полученные знания для безопасного обращения с веществами и материалами в быту.
В зависимости от преследуемых целей и требований подбираю формы уроков, включаемых в определенный раздел программы.
Используемые мною уроки можно разделить на следующие типы:
1. Уроки формирования новых знаний.
Формы уроков: уроки-лекции, уроки-конференции, лабораторные работы, уроки-презентации.
2. Уроки обучения умениям и навыкам.
Формы уроков: урок-практикум по отработке конкретно-практических задач, уроки-исследования, практические работы.
3. Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Формы уроков: интегрированные уроки, уроки-семинары, урок дискуссия .
4. Уроки проверки и учета знаний и умений.
Формы уроков: творческий отчет, защита педагогического проекта, общественный смотр знаний, зачет.
5. Комбинированные уроки.
Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приемов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности. Так, например, в начале нового учебного года учащимся 9 классов предлагается поделиться на группы по познавательной активности и интересу к предмету. Те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с естественными науками, получают возможность изучать дополнительный материал. В старшей школе организуются профильные классы.
Особое внимание при конструировании конкретного урока уделяю целеполаганию. Проектирую цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие навыки выработать. При отборе содержания учебного материала руководствуюсь следующими принципами: научность и доступность, наглядность, интегративность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.
За основу построения урока беру базовую модель: вызов→ осмысление новых знаний →рефлексия. На стадии вызова использую различные приемы мотивации. Учебный материал обогащаю историческими данными об открытии законов, о жизни и деятельности ученых. Использую на уроках дополнительную литературу, занимательную, познавательную информацию, яркие, интересные примеры из сообщений СМИ, рекламной информации.
В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, парах).
Индивидуальная работа. Например, при исследовании свойств веществ учащиеся обычно получают индивидуальные дифференцированные задания позволяющие осуществлять процесс обучения в индивидуальном темпе.
Фронтальная форма. Использую «блиц-опрос», метод «мозгового штурма», эвристическую беседу
При использовании коллективной ученикам предлагается обсудить задачу, наметить путь решения, подойти к решению и, наконец, представить найденный совместно результат.
Работа в парах оптимальна при проведении практических и лабораторных работ.
Выбор методов и приемов обучения, последовательность их применения зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
В работе применяю традиционные методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные. Но я думаю, что одним из современных методов, применяемым для повышения познавательного интереса к предмету является проблемный метод. Один из приемов проблемного метода – это создание проблемной ситуации и ее разрешение. На своих уроках я использую различные способы создания проблемных ситуаций
1) Сообщение нового факта, который идет в разрез усвоенных законов и понятий (например, аммиак не содержит в своем строении гидроксильную группу, определяющую свойства оснований. Но в водном растворе он проявляет основные свойства. Почему?).
2) Выявление разных свойств у веществ принадлежащих к одной группе или типу (например: азот и фосфор – элементы одной подгруппы. Почему азот – газ при обычных условиях и не образует аллотропных модификаций, а фосфор в разных аллотропных модификациях твердый?).
7) Выявление сходных свойств у веществ, относящихся к разным группам и классам (например, аммиак, амины и аминокислоты относятся к разным классам веществ. Кроме того аммиак – неорганическое вещество, а амины и аминокислоты – органические. Но все они проявляют основные свойства. Почему?).
3) Показ двойственности свойств у соединений (например: верите ли вы, что вода может быть и кислотой и основанием? ).
4) Предложение решить экспериментальную задачу (например: разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была наполовину оторвана, сохранилось только «…рная кислота». Как определить что за кислота в бутыли?).
5) Решение нестандартных химических задач (на анализ сме¬си, логические) (например, почему в азотной кислоте степень окисления равна +5, а валентность 4? Быть может это ошибка? Валентность азота равна 5! А дети знают, что валентность азота – 5. И в самом деле, какова валентность азота в азотной кислоте?).

Поиск