Опубликованные материалы

Функциональная грамотность. Формирующее оценивание на уроках математики.

02-06-2024

Елена Николаевна Пастухова

 методист, учитель математики МКОУ ХМР "СОШ с.Селиярово"

Цель современного образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования указывается, что в рамках обучения математике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.
Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся.
Развитие математической грамотности учащихся предполагает способность учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики, анализировать использованные методы решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать результаты решения. Все эти способности не могут формироваться и развиваться без оценивания. Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ученику осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки. С действия самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю, а этого я еще совсем не знаю, но надо узнать» начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. В таком случае для учителя становится важна ситуация оценивания не только знаний, умений и навыков ученика, но и оценивания «знания учащегося о своем незнании». В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание. Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
Математика среди всех школьных предметов занимает особую роль, так как ее содержание предполагает наличие ситуаций, в которых ученик выстраивает логические суждения, выдвигает гипотезы, применяет и преобразовывает знаки и символы. Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс «прозрачным» и понятным для учеников, педагогов и родителей.
Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю — это определение степени приближения ученика к данной цели. Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи – ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
Умение самостоятельно оценивать результаты своей работы, определять критерии успешности выполнения той или иной задачи, выделять факторы, которые повлияли на достижение результата – важный элемент самооценки обучающегося.
На уроке для формирования такого умения можно использовать следующие приемы оценочной деятельности:
- светофор: оценивание работы с помощью сигнальной карточки при проверки домашней работы или во время текущей работы. Зеленый – все хорошо, понятно, красный – нужна помощь, есть проблемы.
- лесенка: ученики на ступеньках отмечают, как усвоили материал урока. Нижняя ступенька – сложно, не понял, средняя ступенька – нужна помощь, не все понятно, и верхняя – все хорошо, справлюсь сам.
- сигналы рукой: большой палец вверх – все понятно, могу объяснить другим, палец вбок не все понимаю, нужна помощь, и открытая ладонь – пока не понимаю, не уверен.
- райтинг: после завершения самостоятельной работы ученик может сам себя оценить и поставить себе отметку, после чего его уже оценивает учитель.
- qr-код: после окончания урока ребята проходят по ссылке, которая всегда висит на стенде в кабинете и отмечают, что у них не получилось, какую тему не понял, а если все хорошо, то о чем бы еще хотел узнать на следующем уроке.
- прогностическая оценка: на протяжении урока заполняют бланк самооценки, где ученики самостоятельно оценивают свои знания по каждому разделу, чтобы освоить новую тему и аналогичную на уроке закрепления.
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Можно подобрать задания следующего типа: «преднамеренные ошибки»; «ищу ошибку»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; диспут; контрольный опрос на определенную проблему.
Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Можно подобрать задания следующего типа: «найти отличия», «поиск лишнего», «лабиринты», «цепочки», составления схем-опор, работа с разными видами таблиц, составления и распознавание диаграмм.
Личностные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Можно предложить задания типа: участие в проектах; урок-семинар; творческие задания, имеющие практическое применение; самооценка событий.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Для развития коммуникативных умений необходимо включать упражнения, направленные на взаимодействие с друг другом. Для оценки сформированности таких умений применяются: задание «Правое-левое» Ж. Пиаже; задание «Ваза с яблоками»; методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман; задание «Узор под диктовку»; Дорога к дому». Можно подобрать задания следующего типа: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссвордов; «подготовь рассказ на тему…»; «объясни …», работа с консультантами, «составь задание партнеру», где более сильные ребята составляют для других одноклассников задания на заданную тему, ученики могут также составлять вопросы для проверки домашнего задания.
Таким образом, в результате использования технологии формирующего оценивания, учащиеся повышают математическую грамотность: расширяют свои знания, развивают образное мышление, находят взаимосвязь между различными явлениями, учатся объяснять причины наблюдаемых явлений, познают проявления закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности: производственной, научно-исследовательской, социально-бытовой. Также учатся применять собственные знания для решения проблем, максимально приближенных к тем, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.

Поиск