Опубликованные материалы

Методическая разработка. План занятия: "Летние праздники и обряды"

20-05-2024

Дудина Ольга Владимировна и Лукина Дарья Сергеевна .

Форма занятия: групповая

Цель:
Ознакомиться с летними праздниками и обрядами месяца май.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний по теме;
- формирование устойчивого интереса к культуре своего народа.
Развивающие:
- развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения музыкального фольклора.
Воспитательные:
- воспитание уважения к традициям предков, к русской культуре, любовь к народному творчеству.
- воспитание активности и эмоциональной отзывчивости у учащихся;
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
- иллюстрированный
- Поощрение успехов обучающихся, с целью стимуляции их интереса к знаниям.
Материально-техническое обеспечение урока:
- наглядный материал (народный календарь, месяц - май)

План занятия:
1. Организационный момент
• Организованный вход детей в класс
• Приветствие
• Сверка учащихся по журналу
• Озвучивание темы и цели занятия
• Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.

2. Знакомство в ходе беседы с понятиями: «полетье», «календарь»;
Полетье.
Весна в полной силе, но и лето ещё не наступило, этот период называли раньше на Руси – полетье, или пролетье, то есть, - скоро лето.
Именно месяц май можно назвать подготовкой природы к лету.

Календарь – это система исчисления промежутков времени года.


Познакомимся с некоторыми датами народного календаря в мае. Вспомним, что такое календарь.
3. Знакомство с народным календарём, месяц – май, рассказ о летних праздниках и обрядах;
Май – травень.

5 мая – Лука, высаживали на грядки лук.
6 мая – Егорий весенний, первый выгон скота на пастбища.
8 мая – Марк ключник, есть поверье, что Марк держит все ключи от всех дождей.
11 мая – Максим и Ясон, начинают сбор берёзового сока.
15 мая – Борис и Глеб сеятели, соловьиный праздник, с этого времени начинают петь соловьи.
16 мая – Мавра – зелёные щи, можно готовить щи из щавеля, лебеды, сныти и молодой крапивы.
На следующем занятии мы продолжим изучать народный календарь.

4. Подведение итогов занятия.
Ответы на вопросы педагога:
1. Что такое календарь?
2. Как на Руси называют период времени года между весной и летом?

5. Самоанализ
Группа учащихся, участники занятия, занимаются с интересом. На занятии ученики активны и внимательны.
Ученики группы достигли хороших результатов.
Все учащиеся в процессе обучения проявляют трудолюбие, целеустремленность, исполнительность. На занятиях принимают активное участие, стремятся выполнить все требования и рекомендации педагога, проявляют личную активность, инициативность и творчество.
В работе над изучением материала педагог следует принципам последовательности, постепенности, доступности, системности и наглядности в освоении материала от простого к сложному.

Используемая литература:
1. Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество, Москва, 2018
2. О. Пашина. Народное музыкальное творчество. Учебник. И Хрестоматия, Композитор, СПб, 2008.
3. Шастина Т.В. Хранители народной традиционной певческой культуры / Т.В. Шастина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2016.




Поиск