Опубликованные материалы

"Технология подготовки к ЕГЭ по обществознанию: экономический блок" (из опыта работы)

28-03-2022

Молокоедова Юлия Тимофеевна

 учитель истории и обществознания

Высокий уровень знаний и умений выпускников может быть обеспечен при условии, что доминирующим в процессе обучения станет деятельностный подход, будут применяться методики, соответствующие принципам личностно ориентированного обучения. Для этого необходимо развивать у старшеклассников различные виды познавательной деятельности на продуктивном и творческом уровне, ориентировать учебный процесс на развитие самостоятельности, ответственности ученика за результаты своего труда.

Каждый тип (модификация) обществоведческих задач, несомненно, имеет свою специфику, но существуют и общие подходы к их решению. Независимо от типа задачи, необходимо развивать у учащихся умения анализировать состав задачи; определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде; выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует привлечь недостающие знания и установить контекст затронутой проблемы. Полезно отработать умение переформулировать задачу: на основе актуализации дополнительной информации выдвинуть новое требование, при этом выделить новые свойства объекта через соединение явного с привнесенными данными. Важно учить старшеклассников находить подходы к задачам, методы решения которых им еще неизвестны (выходить за пределы собственных знаний и умений); при этом составлять план решения, аргументировать промежуточные выводы, выделять обобщенный алгоритм решения (если это возможно), производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.
В ходе практических занятий по работе с различными источниками учителю целесообразно рекомендовать учащимся:
• обращать внимание на формулировку заданий, на имеющиеся в них ключевые слова, определяющие характер работы (слова «укажите», «назовите», «раскройте» требуют разного характера деятельности и, как правило, четких кратких ответов);
• рекомендовать проведение первичного чтения документа для получения общего представления о времени его написания и происходящих событиях;
• организовывать более целесообразный поиск той информации в источнике, которая точно соответствует поставленному заданию;
• предлагать такого рода задания (как это предусмотрено в заданиях на экзамене), которые требуют применения контекстных знаний, то есть тех, которые близки источнику по содержанию и получены при изучении соответствующих разделов курса;
• не требовать при использовании контекстных знаний излишне развернутых ответов; они должны быть краткими и точно соответствовать содержанию заданий;
• следить за тем, чтобы ответ не состоял из цитируемых фраз документа: поскольку задания, как правило, требуют обобщенного заключения на основе анализа текста.
Рассмотрим некоторые наиболее эффективные приемы, которые можно использовать во время изучения нового материала и закрепления ранее изученного.
Известно, что никакое усвоение, применение знаний невозможно без запоминания. Вместе с тем заучивание не должно сводиться к механическому многократному повторению. Необходимо предварительное понимание материала, а уже потом запоминание. На качество запоминания влияет применение специальных приемов, основные из которых:
• распределение материала по смысловым группам – это мы видим в подборе основных блоков;
• выделение опорных пунктов – каждая тема содержит основные вопросы;
• составление плана – одно из трудных заданий в ЕГЭ, практикую почти на каждой теме;
• выделение логической схемы – каждая тема, изучаемый теоретический вопрос запоминается лучше, если составить схему.
Эти приемы имеют свою специфику. Ученики должны не только осознавать прочитанный текст, но и выделять в нем новые понятия.
Значительное число заданий ЕГЭ проверяет умение обучающихся работать с понятиями. В заданиях разных частей ЕГЭ проверяется умение школьников работать как с содержанием понятия, так и с его объемом.
Работа со словарем – одна из форм отработки понятийных умений обучающихся. Школьникам предполагается вести отдельные тетради-словари, располагая в них материал по изучаемым темам.
Блиц опрос, диктант по обществоведческим понятиям формы проверки усвоения материала. В качестве домашнего задания можно предложить составление кроссвордов по пройденной теме.
Задание 18 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий. Понятия, смысл которых необходимо раскрывать, различаются по своему объему. Как правило, достаточно указать родовую принадлежность и два отличительных признака. Но бывают и исключения, например: классическое понятие истины как знания, которое соответствует предмету познания.
Раскройте смысл понятия «инфляция»
Ответ: смысл понятия, например: долговременный процесс роста общего уровня цен в стране, ведущий к снижению покупательной способности денег.
Если дан только один признак: «обесценивание денег», либо: «долговременный процесс роста цен» – 1 балл; если оба признака – 2 балла. Если не указана «долговременность», ответ не засчитывается.
На уроке составляются с помощью учителя учениками всевозможные схемы и кластеры по изучаемой теме. Таким образом, в устной форме проговариваются, как правило, самые сложные и спорные вопросы.
Изучение учащихся темы «Налоги» полезно начать с обращения к имеющимся у учащихся знаниям из основной школы о видах налогов и налоговой системе. Рекомендуем совместно с учащимися заполнить схему и предложить, используя её содержание, охарактеризовать основные налоги.
При изучении таких тем как «Экономические системы», «Типы рыночных структур» чтобы помочь учащимся усвоить всё многообразие типов рыночных структур, экономических систем и уяснить их характерные признаки, целесообразно использовать составление таблиц.
Изучая тему «Спрос и предложение» можно предложить учащимся дополнить примерами неценовые факторы спроса или предложения.
При рассмотрении основных измерителей экономической деятельности учащимся важно усвоить не только их определения (они даны в учебном тексте), но и существующую между ними разницу, а также показатели их роста. В данном случае целесообразно опираться на факты современной мировой и российской экономической действительности, на данные международных экономических исследований. Например: по итогам 2019 года Всемирный банк насчитал России ВВП на душу населения 12012 долларов. ВВП на душу населения в 2020 году – 9970 долларов. Учитель помогает проанализировать данную информацию и обсудить, причины изменений в объёме и динамике ВВП России. Предоставленная информация позволит обсудить актуальную проблему: какой путь достижения экономического роста нужно выбрать России?
Полученную в ходе уроков актуальную информацию и статистические данные о состоянии российской экономики поможет глубже осмыслить обсуждение вопросов: как преодолеть сырьевую ориентацию экономики? Каковы основные направления модернизации экономической сферы жизни общества? Есть ли будущее у инновационной экономики?
Экономисты страны Z определили, что в основе экономического роста страны лежат интенсивные факторы. Выберите в приведенном списке факторы, которые могли быть названы экономистами:
1) расширение территории
2) введение в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей
3) оснащение промышленных предприятий новой техникой
4) использование ресурсосберегающих технологий
5) массовая переподготовка персонала промышленных предприятий и сферы услуг
6) приток экономически активного населения из-за границы
При изучении темы «Государственный бюджет» при анализе диаграммы учащиеся отвечают на следующие вопросы: Что является статьями дохода государственного бюджета? На что расходуется бюджет? Определите вид бюджета по диаграмме?
Задание 6. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию особое значение приобретают приемы организации самостоятельной работы с текстами: «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», ИНСЕРТ и др.
Для закрепления пройденного материала можно использовать различные игровые методики. Например, игра «Да, нет».
Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:
Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).
Увеличение денежной массы (причина инфляции).
Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).
Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к. у населения формируются ожидания роста цен на с\х продукцию).
Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).
Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).
Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?
Работа с источниками. Форма проведения этого урока – работа в группах. На столах – фрагменты документов. Учащимся требуется ответить на поставленные вопросы. Результаты работы групп обязательно озвучиваются.
Тестирование. Уроки-тренинги представляются нам наиболее эффективной формой систематизации знаний (для учащихся) и их контроля (для учителя).
В настоящее время имеется огромный банк заданий, доступных для учителя и учеников к использованию в школе и дома для освоения всех видов и типов заданий, встречающихся в ЕГЭ, для написания контрольных работ по пройденной теме. Какие приемы можно использовать в работе с тестами?
• разбор заданий, особенно тех, которые вызвали затруднения,
• прием дописывания ответов теста к вопросу учителя или вопроса к ответам;
• прием поиска слова, выпадающего из смыслового ряда, и составление нового смыслового ряда терминов к этому слову.
Такими образом, постепенное знакомство учащихся с различными видами деятельности и отработка конкретных навыков не поставит их в тупиковую ситуацию на ЕГЭ, а, наоборот, создаст условия, когда ученик четко представляет алгоритм своих действий.

Поиск