Опубликованные материалы

Приемы формирования читательской грамотности учащихся

27-05-2024

Садовникова Валентина Петровна

 учитель русского языка и литературы МБОУ " Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)

Приёмы формирования читательской грамотности учащихся



Я - учитель русского языка и литературы с педагогическим стажем 43 года. В последнее время у детей есть проблема с чтением, потому словосочетание «читательская грамотность» все чаще звучит в нашей жизни. Почему? Цифровизация, быстрое развитие it-технологий заполнили жизни наших детей. Несмотря на это наши дети должны читать, они же дают выпускные ОГЭ и ЕГЭ… А там без чтения никак. Грамотность чтения – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятель ности в школе, у выпускников должны быть сформированы специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,
определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию
в тексте, формулируют на сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают
учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или
с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей
нужно учить:
•различать свой личный опыт и реальность текста;
•отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
•перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
•работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь
самостоятельно;
•собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных
предложениях;
•переформулировать вопрос и сообщения текста;
•использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
•выражать свои мысли письменно.



Так какие же есть приемы смыслового чтения?

"Мозговой штурм"
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
•"Глоссарий"
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут
быть связаны с текстом.
После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
•"Рассечение вопроса"
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его
заглавия.
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
•"Чтение в кружок"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по
абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
•"Чтение про себя с вопросами"
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы,
которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
•"Чтение с остановками"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
•"Читаем и спрашиваем"
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной
информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует
выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой –
отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
•"Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию,
формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по
следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
•"Синквейн"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного
текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы
Прием «Письмо по кругу»
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или
несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте; сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.
Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

•Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в
нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Творческое чтение.
•Приём «Маркировка».
Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на
мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется
прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
•Прием «Выделяем существенные признаки»
Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его
признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.
Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной
атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха». Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное
•Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5
классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. В моей работе эти творческие приемы очень помогают и не раз выручали при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Поиск