Опубликованные материалы

«Формирование исторической грамотности, мышления на уроках истории через работу с учебником»

21-05-2024

Анна Николаевна Жердева

 МКОУ СОШ п. Юбилейный Котельничского района

Школьный учебник предназначен для того, чтобы в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности раскрыть основы преподаваемой науки. Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль. Существует мнение, что применять учебник в процессе обучения вообще не нужно. Даже Н.В.Гоголь считал, что воспитанник не должен иметь у себя книги, поскольку она будет “умервщлять” его воображение. Именно это противоречие во мнениях по поводу роли учебника в процессе обучения и привело меня к необходимости на собственном опыте рассмотреть роль учебника в учебной деятельности.
В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника. И все же большинство педагогов, учителей, методистов считают, что учебник нужен и полезен. В педагогике выделяют следующие функции учебника истории и обществознания:
• Информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
• Систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
• Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
• Воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
История имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться. Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно- это пригодиться им и в жизни, и на других уроках. Уроки истории дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации. Причем научить детей добывать информацию там, где это нужно.Введение ЕГЭ еще более усложнило задачи, стоящие перед преподавателями истории, ведь новый формат сдачи экзамена ориентирован, на мой взгляд, прежде всего на простое знание фактического материала. За бортом остаются такие важнейшие элементы исторического познания, как анализ исторических явлений в контексте эпохи и современности, личностное восприятие, то есть то, что делает историческую науку живой и интересной для школьников. В связи с этим представляется крайне важной необходимость формирования исторической грамотности, мышления через работу с учебником как одной из ключевых компетенций школьника в области гуманитарных наук. Историческое мышление – это не только знание дат и исторических деятелей, но и личностные оценки и восприятие изучаемого материала, способность ориентироваться в историческом времени и пространстве.
Методы и приемы, развивающие историческое мышление.

1. Метод сравнения версий.
Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.
Описание метода:
Предполагается сравнение собственного варианта решения проблемы с историческими аналогами, которые формулировали великие философы, историки, политики и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения. Можно сравнить способы решения проблемы самих учащихся.
Результативность: учащиеся вырабатывают навыки исторического мышления, определяют собственную позицию в соответствии с полученной информацией. Например: При изучении темы «Внешняя политика империи» в 8 классе работаем с документом, данным в конце параграфа, где приводятся разные точки зрения –императора Александра Первого и Наполеона , учащимся предлагается ответить на вопрос «Александр Первый –завоеватель или Миротворец»? Такие проблемные задания в учебниках истории предлагаются к каждому уроку, а анализ документов является важной составляющей единого государственного экзамена по истории. Ученики в процессе работы с документом учебника проводят его разбор, воспроизводят отдельные положения текста, определяют логически завершенные части, выделяют главные идеи каждой части, проводят сравнительный анализ документов. По ходу разбора документа проводится словарная работа.


2. Метод вживания.
Цель: развитие у учащихся культуры письменной речи.
Описание метода:
Ученикам предлагается составить описание тех исторических событий, времени которое они изучают. Каждый ученик является определенным историческим персонажем и стремится почувствовать и понять события изнутри, сопереживать, радоваться и поступать так, как ему подсказывают его исторические познания.
Это работа происходит в виде мини-сочинений.
Например, в 5 классе предлагается написать сочинение от имени гладиатора, который принимал участие в восстании!
3. Прием «Включить мысль».
Цель: обеспечение включения каждого ребенка в учебный процесс.

Описание приема:
Учитель дает задания ученикам для включения в работу на уроке.
Эти задания могут быть из прошлого материала, а могут быть задания для подведения учащихся к новому материалу. Это может быть работа с заголовком параграфа. Например, на доске написано название темы урока: “Первые земледельцы и скотоводы”. Проанализировав название, ученики отмечают, на какие вопросы надо получить ответы, таким образом, формулируют цель и задачи урока по содержанию темы. Вопросы могут быть такими: что такое земледелие? Что такое скотоводство? Когда появляются эти занятия? Каковы причины их возникновения? Где сложились первые районы земледелия и скотоводства? Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства?

Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или какому-либо утверждению. Например, нужно доказать, что Московский Кремль был мощной средневековой крепостью. В старших классах прием доказательства используется, когда по содержанию текста учебника анализируются существующие в науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.
Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть сформированы следующие итоговые умения: выделять главное, подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу, составлять планы тем. Работать над формулировками и терминами, понятиями, сопоставлять тексты двух учебников и т.д.

Поиск