Опубликованные материалы

Сенсомоторное развитие и речь

19-05-2024

Любовь Николаевна Сидоренко

 Учитель-логопед

Каждый из нас, начиная с самого рождения и до 7 лет, проходит активное развитие своих сенсорных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной и вкусовой.
Но до 3 лет это сенситивный период двух основных направлений


- у ребенка происходит запуск речи
- развивается и начинает очень хорошо работать моторика
Второго периода у ребенка не будет!
Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать только речь.
Речь, в свою очередь, играет большую роль в этом процессе, являясь верхушкой айсберга, сложной функцией мозга, которая сигнализирует о потенциальных проблемах в нервной системе. Чтобы все эти системы правильно функционировали, необходимо, чтобы мозг адекватно обрабатывал миллионы ощущений, поступающих ежесекундно из внешнего мира. Информация поступает не только от глаз и ушей, но и от всего тела в целом.
Природой продумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира – это перемещение своего тела в пространстве. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития.
Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, создает нейронные связи в мозгу. Чем больше разнообразных движений, тем более разветвлены эти связи. А интеллект — это и есть совокупность нейронных связей. Поэтому первые годы жизни называют периодом сенсомоторного развития.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь - РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. И основная задача этого периода это движение.
Каждое движение, которое нам взрослым кажется неважным: катать машинку, мять пластилин, прыгать с дивана, кружиться, и сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. В этом процессе развиваются основные качества человека: фокусировка, внимание, ловкость, интерес к жизни, речь, инициативность.
Когда вы в последний раз проводили время с вашим ребенком, играя в подвижные игры? Воспоминания о таких моментах могут приносить радость и создавать незабываемые воспоминания. Не забудьте о значимости активно проводимого времени вместе, ведь это способствует здоровому развитию детей. Для того чтобы сделать ваши встречи еще интереснее и насыщеннее, давайте попробуем несколько упражнений и игр, которые помогут вам не только расслабиться, но и укрепить ваши отношения друг с другом.
ИГРЫ С МЯЧОМ
Трактор
Ребенок назначается "трактором". Он ползет на коленях по комнате и толкает перед собой головой "груз"- большой мяч, который нужно докатить до стены. На пути ребёнка можно поставить различные препятствия. Игра пойдёт веселее, если это будет соревнование двух тракторов: мамы и ребёнка.
Попади мячом
На небольшом расстоянии от ребенка ставится ведро (коробка или корзина). Ребенку нужно попасть в него маленьким мячом или несколькими мячами разной величины.
Из одной руки в другую
У вас и у ребенка в руке по маленькому мячу. Каждому из вас нужно вытянуть руки вперед и переложить мяч из одной руки в другую.
Повторите это упражнение 5-6 раз. Затем задание усложняется: нужно поднять руки вверх, переложить мяч из одной в другую и опустить руки. Самое сложное–это перекладывать мяч под коленями или за спиной.
Удержи мячики
Приготовьте много мячей, маленьких и средних. Возьмите несколько мячиков в руки и скажите малышу: "Я могу удержать в руках один, два, три, четыре… мячика. А ты сколько?". Ребенок набирает в руки мячики, а вы считаете, сколько их.
Лабиринт для мячика
На полу в ряд друг за другом на небольшом расстоянии расставляются кубики (5-6 штук). Ребенок ползет рядом с кубиками и зигзагообразно прокатывает между ними мяч, стараясь не выпустить его из рук. Можно играть, будто мяч–это Колобок, который катится по лесной тропинке.
Туннель из стульев
Поставьте друг за другом несколько стульев или табуретов. Ребенок садится на пол и двумя руками с силой толкает мяч. Задача состоит в том, чтобы мяч выкатился с противоположной стороны.
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Выполнение упражнений на полосе препятствий помогает развивать координацию, моторное планирование, улучшать равновесие, переключаемость, стимулировать биологически активные точки на стопах и укреплять связочный аппарат голеностопных суставов. Креативный подход к выбору материалов для создания полосы препятствий включает в себя использование различных предметов: каната, ортопедических ковриков, канатных веревок, скрученных полотенец, утяжеленных одеял, швабр, кочек, балансиров, воздушных подушек, различных подушек, морских камушков, фасоли, разных круп, песка, мягких и пластиковых игрушек, больших и малых стульев, узких скамеек, мешков-капель, утяжеленных мешочков, туннелей, мягких модулей, пластиковых бутылок с водой и крупой, дощечек, мотков пряжи. Музыкальное сопровождение упражнений также играет важную роль, создавая атмосферу веселья и поддерживая интерес и мотивацию детей.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Тактильный мешочек - определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.
Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.
Игры на различение запахов с закрытыми глазами.
Смастерите для ребенка «сухой» бассейн. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.
Рисовать пальчиковыми красками.
"Рисовать" у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.
Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.
КРУПНОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Снизу вверх, сверху вниз
Упражнение выполняется стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перемещением рук снизу вверх (низ, пояс, плечи, верх) и сверху вниз (верх, плечи, пояс, низ).
Рука догоняет руку
положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с попеременным перемещением рук: правая рука на пояс, затем левая на пояс. Правая рука на плечо, левая на плечо, правая вверх, левая вверх. Встреча-хлопок над головой, руки разводятся через стороны вниз. Далее упражнение выполняется с левой руки. По мере усвоения упражнения, меняется исходное положение: правая рука на поясе, левая опущена вдоль тела, ноги вместе и под счет производится одновременное перемещение рук: правая- на плечо, левая-на поясе, правая - наверху, левая - на плечо. Правая опускается на плечо, левая - наверху, правая - на пояс, левая-на плечо, правая-внизу, левая - на поясе. Далее - с левой руки.
ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ГЛАЗАМИ
Интегрирует два полушария. Следить за любимой игрушкой, конфеткой или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.
ПОЛЗАНИЕ
Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше ползать (по-пластунски, на четвереньках).
Вот некоторые варианты:
- создать туннель из стульев, а ребёнок должен под ними проползти;
- проползти через "живой" туннель из взрослых;
- кататься "брёвнышком". Следить, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекрывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами;
- бегать на четвереньках на перегонки;
- катать игрушку на спине.
- «Раненый солдат»-ползем на руках, ноги болтаются.
Сенсорное развитие у детей представляет собой важный аспект, который тесно связан с их психомоторным развитием. Когда малыши находятся в своем непосредственном окружении, все воспринимаемое ими материальное преобразуется в их внутреннем мире. Чем больше дети узнают и исследуют, тем более насыщенным становится их сенсорный опыт. Это, в свою очередь, способствует легче и более эффективному развитию их моторики, что в конечном итоге облегчает процесс обучения. Важно отметить, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться образ "телесного Я". Это означает, что они начинают осознавать свое тело, учатся контролировать его движения и действия. Процесс построения своей личности и развития способностей к самосовершенствованию обычно начинается примерно с трехлетнего возраста. В этот период детства происходит интенсивное развитие различных сфер, таких как речь, сенсорика, социальные навыки и двигательные способности. Удовлетворение детских потребностей в познании мира, стимулирование их любознательности, а также вовлечение в активное изучение окружающей среды игровыми методами играют решающую роль в этом процессе. Игровая совместная деятельность становится ключевым инструментом для достижения этих целей. Через игру дети могут не только удовлетворить свои потребности в общении и развитии, но и научиться взаимодействовать с окружающим миром, осваивать новые знания и навыки. Таким образом, игра становится мощным инструментом, способствующим всестороннему развитию ребенка.

Поиск