Опубликованные материалы

Коучинговый стиль: партнерство и сотрудничество.

12-05-2024

Терентьева Татьяна Сергеевна

 Воспитатель

Условия управления людьми
• Учет потребностей, реализуемых на работе (принадлежность, безопасность, статус, власть, достижения)
• Наличие преданности организации (убежденность в целях и позитивное восприятие идей, желание быть членом организации, прилагать максиум усилий для ее развития)
• Удовлетворенность трудом (приятные эмоции, основанные на внутренней удовлетворенности и внешней оценки)
Основные характеристики коучингового стиля – партнерство и сотрудничество вместо диктата и контроля. Коучинг – это беседа на равных. Международная федерация коучинга определяет его как «партнерство в творческом и стимулирующем мышление процессе с целью максимизировать личный и профессиональный потенциал». Таким образом, коучинговое мышление сразу же создает культуру взаимозависимости в противоположность культуре зависимости, вытекающей из диктата и контроля. Современный глобальный контекст, похоже, диктует нам необходимость «делать больше меньшими силами». А это значит, для лидеров будет огромным подспорьем научиться задействовать максимальный потенциал и мудрость своих сотрудников через партнерство и сотрудничество, вместо того чтобы постоянно мучиться, снабжая всех ответами и управляя судном единолично. Лидеры, посетившие наши коучинговые семинары, рассказывают, что чувствуют облегчение и снижение уровня стресса.


Дух коучинга
Коучинг – это образ жизни, рождающийся из коучингового духа – убежденности в том, что и вы сами, и другие люди наделены способностями, находчивостью и потенциалом. Эта вера позволяет сосредоточивать внимание на сильных сторонах, решениях и будущих успехах, а не на слабостях, проблемах и прошлых неудачах. Коучинговый стиль лидерства требует связи на человеческом уровне, за пределами задачи (быть прежде, чем делать), а также отказа от концепции начальника как эксперта, диктующего всем остальным, как лучше поступать. Коучинг основан на доверии и отказе от осуждения; это культура, где «правильно» – необязательно так, как привыкли вы, где радость является неотъемлемой частью обучения, а провалы становятся учебными моментами или возможностями. Это такое место, где все возможно, а лучшим рычагом становится сотрудничество.
В этой главе мы раскрываем некоторые основы, которые порождают и поддерживают коучинговое мышление партнерства и сотрудничества.
Внутренняя мотивация
Секрет мотивации – это святой Грааль, за которым охотится каждый бизнес-лидер. Кнут и пряник, эти символические внешние стимулы, становятся все менее эффективными. Немного найдется руководителей, которые сомневаются в том, что гораздо лучше иметь дело с внутренней мотивацией. Однако заставлять человека мотивировать самого себя – это оксюморон. Внутренняя мотивация живет в голове у каждого человека, и она недосягаема даже для самого начальственного из всех начальников.
Чтобы в организации господствовала настоящая культура совместного труда, где у людей преобладает внутренняя мотивация, необходимо верить, что каждый человек полон талантов и находчивости. Здесь нет места идее «Я тут босс» или традиционному представлению о том, как «правильно», когда начальник знает, что вы должны делать, основываясь на прошлых успехах других людей. Сотрудничество несовместимо с фразами «Я тут эксперт» или «Так у нас принято поступать».
Вера в потенциал
Эффективность вашей работы как коуча или лидера во многом зависит от ваших убеждений по поводу человеческого потенциала. Выражения «добиться полной отдачи» или «скрытый потенциал» подразумевают, что в человеке дремлют способности, ожидая пробуждения. Если вы не верите, что у окружающих куда больше талантов, чем они проявляют в настоящий момент, вы не сможете помочь им реализовать эти таланты. Лидеры должны рассматривать людей в контексте потенциала, а не достигнутых результатов. Как раз из-за этого большинство современных систем оценки никуда не годятся! Людей засовывают в ячейки таблицы результатов, и им очень трудно оттуда выскочить – как в собственных глазах, так и с точки зрения руководителя.
Множество экспериментов в области педагогики демонстрируют, как вера наставника в успех влияет на способности ученика. Например, преподавателю сообщают, что такая-то группа учеников (на самом деле вполне обычных и средних) – кандидаты на стипендию или же, наоборот, отстающие, и предлагают провести в этой группе занятия по определенной программе. Затем проводятся тесты, результаты которых с неизбежностью отражают представления учителя о своих учениках, хотя эти представления и неверны. Точно так же и успехи подчиненных находятся в прямой зависимости от того, насколько менеджеры верят в их способности. Чтобы достичь подлинного партнерства и сотрудничества, нужно рассматривать людей в контексте потенциала, а не достигнутых результатов.
Культура доверия
Очень важно, чтобы руководители научились различать потенциал в каждом из своих подчиненных и обращались с ними соответствующим образом, но еще важнее, чтобы человек сам увидел собственный потенциал. Все мы догадываемся, что могли бы работать и лучше, но понимаем ли, на что действительно способны? Как часто мы слышим или сами говорим нечто вроде: «Да она же сама не понимает, насколько талантлива!»
Развитие эмоционального интеллекта и способности к доверию имеет прямое отношение к тому, как вы видите свой и чужой потенциал, а также внутренние и внешние препятствия, мешающие полной его реализации.
Коучинговое мышление
Для успешного применения коучинга требуется гораздо более оптимистичный взгляд на скрытые в каждом человеке способности. Притворяться оптимистом недостаточно, потому что наши подлинные мысли незаметно передаются множеством способов, о которых мы и не подозреваем. Чтобы укрепить чью-то уверенность в себе, надо в первую очередь отказаться от притязаний контролировать этого человека и от желания поддерживать в нем веру в нашу непогрешимость. Лучшее, что вы можете сделать, – это помочь ему перестать от вас зависеть. Ведь дети на всю жизнь как самые существенные и счастливые запоминают те моменты, когда им впервые удалось обыграть кого-то из родителей или превзойти их в каком-то умении. Вот почему заботливые родители порой позволяют малышам взять верх. Мы хотим, чтобы дети победили нас, мы гордимся ими, когда они берут верх, – как бы научиться так же относиться и к подчиненным! Такой подход будет на пользу и нам самим: он увеличивает продуктивность команды, дарит нам удовольствие наблюдать за успехами товарищей, приносит радость сопричастности их росту. Но мы слишком часто боимся потерять работу и свой авторитет, чужое доверие и веру в себя.
КОУЧИНГОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЛЮДЯМ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ
Уверенность в себе растет не благодаря успехам как таковым, но оттого, что человек связывает успехи с собственными, а не чужими усилиями. Кроме того, человеку важно знать, что окружающие верят в него, поощряют, поддерживают и не останавливают, когда он принимает собственные решения и делает свой выбор. Это значит, что независимо от его должности к нему относятся как к равному. Это значит, что никто ни словом, ни делом не проявляет по отношению к нему снисходительности или высокомерия, не дает указаний, не винит, не угрожает, не игнорирует и не унижает. Однако, к сожалению, именно такое поведение со стороны начальников ожидается и даже пользуется одобрением, и оно действительно нередко характерно для руководства, что больно ударяет по уверенности подчиненных в себе.
Ваше мнение о человеке обязательно проявится в вашем отношении и окажет влияние на него, даже если вы не произнесете ни слова. В этом плане наиболее известны исследования Альберта Меграбяна. Его работы легли в основу несколько упрощенной трактовки статистических данных об относительной эффективности устной коммуникации по сравнению с подсознательными сообщениями, посылаемыми посредством языка тела, тона голоса, выражения лица и жестов. Он обнаружил, что когда речь идет о чувствах и отношении,
• 7 % послания передается через произнесенные слова;
• 38 % послания передается через способ произнесения слов, например через тон и ритм;
• 55 % послания передается через выражение лица.
Почти всякое личное взаимодействие включает в себя какое-либо отношение и чувства, а сообщения руководителя особенно тщательно оценивают на предмет эмоций и смысла, стоящих за произносимыми словами. Поэтому так важно осознать свои истинные чувства. А затем нужно не полениться проделать работу, чтобы перейти от своего (возможно, естественного) скептического или пессимистического взгляда на жизнь к позитивному.
Для начала вы можете думать о выборе менталитета как об очках со стеклами разных цветов. Если предположить, что вы смотрите на других, себя самого и весь мир через собственные тонированные очки, то цвет стекол может быть самый разный. Есть цвета, которые приходят и уходят, а есть такие, которые как будто бы с вами навсегда. Как только вы осознаете этот факт, вы будете иметь над ним власть, сумеете взять ситуацию под контроль и принять сознательное решение использовать коучинговое мышление.
Я приглашаю вас примкнуть к вере в то, что человек наделен прекрасными способностями, внутренним ресурсом и потенциалом. В этом вся суть коучингового мышления. Это пробудит в ваших людях веру в себя и внутреннюю мотивацию, позволит им расцвести. И с этим мышлением вы сможете с помощью коучинга привести их к собственным правильным решениям, а также к радости от высоких результатов и успехов.
Постоянная и основная цель коучинга – укреплять в людях уверенность, независимо от того, какое задание они выполняют. Если начальник усвоит этот принцип и будет систематически и честно применять его к своим подчиненным, он сам удивится тому, насколько улучшатся и взаимоотношения с сотрудниками, и результаты их труда. Подумайте о том, как вам удается пробуждать веру в себя в членах своей команды.
Намерения
А еще вы можете сознательно повлиять на успех своих рабочих взаимоотношений, деловой встречи или проекта через намерения. Идет ли речь о короткой беседе с коллегой или всей командой, формальной встрече для коучинга или аттестации, внятно определите свое намерение. Че

Поиск