Опубликованные материалы

Тренинг для педагогов. Тема:«Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

03-05-2024

Зеленская Светлана Ивановна

 заведующий МБДОУ детский сад № 5 "Колобок", г.Пятигорск

Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.


Задачи мастер-класса:
Задачи:
Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людейРазвитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов; Осознание себя командой.
Прогнозируемые результаты: ¬
повышение уровня коммуникации; - улучшение взаимодействия между сотрудниками; - увеличение скорости принятия командного решения; - умение разрешать спорные ситуации. - формирование позитивного взгляда на возможности команды.
приемы:
- Моделирование ситуаций;
- Игровые моменты и их анализ;
- Активная обратная связь;
- Обсуждение значимости темы;
- Прослеживание участниками стратегий личного поведения.
Ход мастер-класса
Вступление: Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам принять участие в мастер-классе, который называется «Тимбилдинг или : командообразование педагогов ДОУ». Знакомо вам понятие «Тимбилдинг»? (ответы участников).
- Абсолютно, верно. В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование», «построение команды».
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Есть популярная яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем по одиночке. В одиночку можно сделать, так мало; вместе можно сделать так много! А знание механизма образования коллектива - залог успешной работы педагога.
Что дает тимбилдинг личности:
 удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении
 является сферой жизнедеятельности личности
 формирует богатый эмоциональный и поведенческий опыт
 создаёт условия познать себя, свои достоинства и проблемы
 предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться
 побуждает личность к нравственно ценной деятельности и тормозит негативные поступки Группа людей или коллектив объединенный в одном учреждении, ещё командой не является необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима определенная деятельность по созданию этой команды. Такой деятельностью и является тимбилдинг.
Это первый этап формирования команды, его ядра, актива. Для этого необходимы как импульс самих руководителей, так и существенный (значимый) стимул для сотрудников. Независимо от направленности коллектива именно ценности коллектива являются одним из базисных мотивирующих факторов, стимулом для всех его членов
- Главная задача тимбилдинга - сплотить коллектив. Способы достижения этой задачи различны

1. Приветствие «Мы с тобой похожи тем, что…»
Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т. д.)
Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что интересное узнали?
2.Упражнение «Карета»
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. (наводящие вопросы из чего состоит карета). Во время выполнения задания ведущему необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
• лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
• Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
• После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
• Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.
3. Упражнение «Эмпайр стейт билдинг»
Цель: Развивать умения действовать слажено.
Время: 5 минут.
Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:
- Нарисовать здание в 5 этажей.
- Контур здания должен быть фиолетового цвета.
- Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.
- На здании должен развиваться российский флаг
…и так далее.
Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.
4.Упражнение «Редакторы». Участники делятся на две команды. Каждая команда это книжное издание, которому нужно в срок справится с порученным заданием и не дать обойти конкурентам.
задание: закончить цитаты и высказывания на тему командообразования

Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех.
Никто из нас так не умен, как все мы вместе
Талант выигрывает в играх, командная работа и интеллект выигрывают в чемпионатах.

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него — ошибается ещё больше.
Никто не может насвистывать симфонию. Нужен весь оркестр, чтобы ее сыграть.
Лидер — человек, который может привести группу людей туда, куда на их взгляд, они не могут прийти

И закончить наш мастер-класс я хочу древней притчей:
Веник.
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: завершение тренинга.
Время проведения: 1 минута
Ход упражнения: мы хорошо поработали, каждый вас заслуживает подарка. Предлагаю всем отблагодарить друг друга аплодисментами.

Литература
1. Безрукова Е.Ю., Блинова Ю.В., Лямин А.В., Жуков Ю.М. Командообразование в режиме реального времени //Справочник кадровика. 2002. 2.
2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология". - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб.: Издательство "Речь", 2002 - 224 с.

Поиск