Опубликованные материалы

Использование регионального компонента на уроках математики

28-04-2024

Оксана Игоревна Котова

 МОУ ООШ № 13 х. Всадник Александровского района Ставропольского края

Использование регионального компонента
на уроках математики
Современное образование направлено на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, формирование их гражданской идентичности. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося, развитие его сознания и самосознания, его культурного потенциала. В связи с этим приобретают значимость технологии, средства, способствующие расширению культурного кругозора учащихся, становлению и развитию их гражданской позиции.


В педагогике встречаются разные подходы к этим вопросам (например, гуманистический, личностно-ориентированный, средовый и т.д.). В одних, предлагаются технологии гуманитаризации, в других, использование региональной среды, в-третьих, включение специальных составляющих в учебный план. Многие ориентированы на использование регионального компонента, который является основным элементом нравственного, эстетического и гражданского воспитания [3].
Региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Использо-вание такого материала делает урок интересным, увлекательнным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им нравится. Цель использования материала регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Материал, предложенный в задачах, очень разнообразен, – это задачи, позволяющие получить разностороннее представление о Ставропольском крае: географическом положении, климате, природных и полезных ископаемых, растительном и животном мире, экологических проблемах, народонаселении, хозяйстве.
Использование регионального компонента в обучении математике является средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, средством решения таких задач гуманизации образования, как уровневая и профильная дифференциация обучения, практическая и профессиональная направленность обучения, расширение кругозора учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, воспитание экологической культуры, выполнение заказа общества на активную и социально-алаптированную личность, формирующегося под влиянием социально-экономических преобразований, происходящих в России в целом и в каждом регионе в отдельности. Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоции на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, собенности образа жизни и характерные ценности);
- природно-географические (ландшафт, климат, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
- экономические отрасли края (сельскохозяйственные, строительные, и др.)
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);
- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.)
Алгоритм составления задач
с использованием регионального компонента:
1. Сбор цифровых и статистических данных;
2. Сортировка материала по темам: задачи с бытовым сюжетом, задачи со школьным сюжетом, задачи межпредметного характера, задачи с географическими данными, задачи, сюжет которых связан с производством, здравоохранением, системой образования;
3. Перенос задачи на региональную основу;
4. Определение уровня сложности предложенных задач, подготовка иллюстративного материала.
При рассмотрении темы «Диаграммы» можно предложить следующие задачи:
Задача 1. Нашему краю по площади уступают некоторые страны мира. Площадь Ставропольского края 66 160 км², Македонии – 25,3 тыс.км2, Словении -20,2 тыс.км2, Черногории – 14, тыс.км2. По данным задачи постройте диаграмму. [1]
Задача 2. По территории города Ставрополя протекают реки Ташла 14,7 км, Мамайка 12,5 км, Мутнянка 9,1 км, река Чла 8,6 км, Желобовка 2,5 км. Постройте столбчатую диаграмму. [2]
Задача 3. Общая площадь Ставропольского ботанического сада 132 га. Соотношение пород следующее: сосны – 30%, березы – 24%, дуба – 23%, осины – 14%, липы – 4%, ольхи – 2%, ели – 1% и других пород – 2%. Постройте диаграмму, показывающую процентное соотношение пород. [2]
Задача 4. На диаграмме (рис. 1) показаны инвестиционные вложения на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в Ставропольском крае в 2022 году.

Рис. 1 Вложения по охране природы
и рациональному использованию
природных ресурсов
в Ставропольском крае в 2022 г.

Определите по диаграмме, в каких пределах находятся вложения на охрану заповедников.
1) 0-5% 2)5-15% 3)15-45% 4)45-55%
Задача 5. Составить круговую диаграмму по условию задачи.
По переписи населения 2020 года, численность городского округа Ставрополь – 398 754 чел., из них указана национальность – 393 236 чел. (100,0 %), народы с численностью более 1 000 чел[2].: русские – 345 794 (87,9 %) армяне – 17 821 (4,5 %) украинцы – 4 091 (1,0 %) карачаевцы – 2 425 (0,6 %) греки – 2 397 (0,6 %) даргинцы – 1 739 (0,4 %) азербайджанцы – 1 570 (0,4 %) татары – 1 274 (0,3 %) лезгины – 1 148 (0,3 %).
При подготовке к ОГЭ можно решить следующую текстовую задачу:
Задача: Трое решают, как им обойдется дешевле доехать из Ставрополя до Москвы – на поезде или в автомобиле. Билет на поезд Ставрополь-Москва стоит 7500 рублей на одного человека. Автомобиль расходует 10 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 1411 км. а цена бензина 52 рублей 60 копеек за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Содержание уроков математики с использованием регионального компонента способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению интереса к предмету. Региональная направленность обеспечивает учеников возможностью для развития своих способностей на всех этапах жизни, помочь найти свое место в том региональном социуме, где он проживает на данный момент.



Литература
1. В. Гниловской. Занимательное краеведение: беседы с юными кра- еведами о природе Ставроп. края. Изд. 2-е, доп. / В. Г. Гниловской. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 1974. – 430 с.
2. Гаазов В. Л. Ставрополь и его окрестности. Ставрополье в назва- ниях / В. Л. Гаазов; М. Лец. – М. : Изд. Надыршин А. Г., 2006. – 719 с.
3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Веркторы развития / А.М. Новиков. – Москва : Эгвес. – 2000. – 272 с.

Поиск