Опубликованные материалы

Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого специалиста по социальной работе

28-04-2024

Соколова Виктория Евгеньевна

 студентка ФГБОУ ТО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», г. Тула

Аннотация: Данная статья рассматривает наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого специалиста в области социальной работы. В тексте освещены значения социальной работы, роль молодых специалистов, понятие и цели наставничества, его преимущества для развития молодых специалистов. Также рассмотрены этапы наставничества и приведены примеры успешной практики в данной области.


Ключевые слова: Наставничество, молодой специалист, социальная работа, профессионализм, развитие профессиональных навыков, обучение, оценка работы, формирование идентичности.

Социальная работа является важным компонентом общественной жизни, направленным на оказание помощи людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях. Молодые специалисты в данной сфере играют особенно значимую роль, так как они обладают энтузиазмом и энергией, необходимыми для эффективного взаимодействия с клиентами. Профессиональное становление молодого специалиста в социальной работе является ключевым аспектом успешной работы в этой области.
Понятие наставничества в социальной работе:
Наставничество в социальной работе представляет собой процесс передачи опыта, знаний и навыков более опытным работником (наставником) молодому специалисту. Целью наставничества является помощь молодому специалисту адаптироваться в профессиональной среде, развивать свои навыки и поддержать его в процессе обучения и самосовершенствования. Роль наставника заключается в организации учебного процесса, коррекции ошибок, советах и поддержке. Молодой специалист в свою очередь должен проявить открытость к новым знаниям, готовность к обучению и стремление к развитию.
Преимущества наставничества для молодых специалистов:
- Передача опыта и знаний: Наставник может поделиться своим опытом работы, практическими советами и помочь избежать типичных ошибок.
- Мотивация и поддержка: Наставник может вдохновить молодого специалиста на новые достижения, помочь преодолеть трудности и сохранить мотивацию к профессиональному росту.
- Развитие профессиональных навыков: Благодаря наставничеству молодой специалист получает возможность практиковать и развивать свои профессиональные навыки под контролем опытного наставника.
- Формирование профессиональной идентичности: В процессе наставничества молодой специалист может скорректировать свое представление о профессиональных ценностях, нормах и роли социального работника, что способствует формированию устойчивой профессиональной идентичности.
Этапы наставничества в социальной работе:
1. Подготовительный этап:
На данном этапе определяются цели наставничества, обсуждаются ожидания как молодого специалиста, так и наставника, проводится вводное знакомство. Важно установить взаимодействие и доверительные отношения между участниками процесса.
2. Непосредственное наставничество:
Этот этап включает в себя активное сопровождение молодого специалиста на рабочем месте, обучение практическим навыкам, обсуждение профессиональных вопросов и сложностей. Наставник осуществляет поддержку, дает обратную связь, помогает в решении конкретных задач.
3. Поддержка и оценка работы:
На этом этапе наставник продолжает поддерживать молодого специалиста, помогает в преодолении трудностей, стимулирует к саморазвитию. Оценка работы происходит через регулярные разговоры, анализ сделанной работы, выявление прогресса и необходимости корректировки.
Примеры успешной практики наставничества в социальной работе:
- Международные неправительственные организации, занимающиеся помощью уязвимым группам населения: В таких организациях наставники проводят индивидуальные и групповые тренинги для молодых социальных работников, помогая им развивать навыки и осознавать важность своей работы. Это позволяет молодым специалистам увереннее и компетентнее осуществлять свою деятельность.
- Местные центры социального обслуживания: Многие опытные социальные работники регулярно выступают в роли наставников для начинающих специалистов. Благодаря этому подходу молодые работники быстрее адаптируются к требованиям специфики работы, учатся эффективно взаимодействовать с клиентами и принимать обоснованные решения в сложных ситуациях.
- Программа стажировки в международной организации по защите детей: В таких организациях наставники работают напрямую с молодыми специалистами, помогая им развивать эмпатию, профессиональные навыки и укреплять связь с клиентами. В результате такой работы молодые специалисты получают ценный опыт и уверенность в своих силах, что способствует их профессиональному росту в области социальной работы.
Наставничество в социальной работе играет ключевую роль в формировании профессионализма молодых специалистов. Благодаря этому процессу они получают не только знания и навыки, но и мотивацию, уверенность в себе и понимание особенностей работы в данной области. Регулярное обучение под руководством опытных наставников способствует эффективному развитию профессиональных компетенций и успешной карьере в социальной сфере.

Список литературы:
1. Златокрылец, Т. Г. Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника / Т. Г. Златокрылец, И. А. Черных. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 20-22
2. Иньшина, П. С. Роль наставничества в профессиональной адаптации молодых специалистов по социальной работе / П. С. Иньшина // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: Материалы семнадцатой Всероссийской научной конференции школьников и студентов с международным участием, Абакан, 23–24 ноября 2023 года. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2023. – С. 22-24
3. Калинина, Д. С. Наставничество как технология профессионального становления специалиста по социальной работе / Д. С. Калинина // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 18–19 февраля 2023 года / Под научной редакцией П.А. Гагаева. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 66-70
4. Карпова, И. К. Наставничество, как способ адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности / И. К. Карпова // Мир человека: Материалы ежегодных конференций и Аспирантских научно-педагогических чтений, Красноярск, 27 апреля – 15 2018 года / Под общей редакцией В.В. Игнатовой. Том Выпуск 1(46). – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2018. – С. 201-203
5. Шакирянова, Л. И. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста / Л. И. Шакирянова, Э. З. Мингалеева, А. Ю. Хохлова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2021. – № 1. – С. 153-157

Поиск