Опубликованные материалы

"Как влияет музыка на детей с аутистическим спектром"

21-04-2024

Тимофеева Елена Юрьевна

 МАДОУ д/с125

Положительные реакции ребенка с аутизмом на музыку, которую он слышит, часто непредсказуемы, поскольку его поведение с точки зрения обычного человека нерационально. В процессе наблюдения за поведением ребенка на занятии следует обратить внимание на: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти в фазу осознанного слушания. Какую музыку лучше использовать в качестве «фона»? По моему опыту великолепно подходят колыбельные песни Шуберта и Шопена, музыка Шопена в сочетании с шумом прибоя, игра на гитаре.



Одни дети любят слушать музыку, которую им играет педагог, другие предпочитают музыку, льющуюся из магнитофона, возможно потому, что можно регулировать громкость.

Для проведения занятий музыкотерапии с аутичными детьми большую роль, несомненно, играет окружающая обстановка. Дети с аутизмом могут отвергнуть любой опыт, если что-то их тревожит в окружении. Необходимо убрать все лишние предметы, которые могут отвлечь ребенка от занятия, оставить следует лишь необходимые для работы. Помещение не должно быть слишком просторным, но и маленьким тоже. От занятия к занятию не следует переставлять предметы интерьера, все должно стоять на тех местах, на которых находилось при первом занятии. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности. В комнате должно находиться значительное количество музыкальных инструментов, или предметов из которых можно извлекать звуки, например, погремушки, барабан, маракасы, металлофон, дудочки и т.п. Большинство своих занятий я проводила с использованием электронного пианино, на котором находилась клавиатура для выбора музыкальных инструментов. Дети очень быстро осваивали технологию выбора и делали это самостоятельно. Это приносило им большое удовольствие и позитивный эффект от занятия был получен.

Особое внимание следует уделить физическому контакту во время занятия. Дети с аутизмом по-разному реагируют на соседство взрослых. Некоторые из них активно сопротивляются тому, чтобы до них дотрагивались. Другие наоборот нуждаются в физическом контакте, подобно тому, который устанавливается с матерью.

Непосредственную физическую коммуникацию можно наладить, двигаясь вместе с ребенком под музыку, при этом держа его за руку. Слегка надавливая на кисть ребенка, или расслабляя сжатие, таким образом можно с ним «разговаривать» побуждая его к действию. Движения рук педагога усиливают воздействие музыки, его руки могут быть настойчивыми, заботливыми, сопротивляющимися, пассивными или напротив, направляющими. Они должны помочь ребенку следить за музыкой или побудить к действию без помощи слов.

Названные приемы можно использовать во время движения под музыку, которая должна быть мягкой и мелодичной, поскольку основная цель не спровоцировать физическую активность или непроизвольные рефлексы, а налаживание контакта.

Поначалу следует держать ребенка за руку и помогать ему примериться к темпу музыки, который может не совпадать с темпом, выбранным ребенком. При появлении аутистических стереотипных движений следует выбрать темп более быстрый, чем темп раскачивания, с тем, чтобы вынудить ребенка осознать это движение и музыку, восприятие которой должно управлять движением.

Любая музыкальная деятельность в своей основе контролируется слуховым восприятием, в ее основе лежат способности звука проникать в слуховой анализатор, ассоциироваться с каким-либо событием и оставаться в памяти. Способность к запоминанию звуков и их последовательности необходима для освоения вербального и невербального разговорного языка. Отсюда можно вывести зависимость от восприятия музыки к восприятию речи. Музыка или звук способны спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться зачатком речевого высказывания. Что в дальнейшем вызовет стремление к активной коммуникации.

Основная цель в данном случае – установление позитивного контакта ребенка с окружающей средой. Для этого ребенку можно предложить выбрать вид деятельности и способы, которыми он может реализовать свои предпочтения. Например, слушание звуков подталкивает к тому, чтобы их произвести, что является основой активной методики, помогающей ребенку раскрепоститься.

На первом этапе работы по активной методике ребенку предоставляется свобода использования инструмента и собственного голоса так, как ему этого хочется. Основная цель – ребенок должен осознать звуки собственного голоса, голоса преподавателя и инструментов. Постепенно можно перейти к взаимосвязям между различными звуками, взяв, например, начало какой-нибудь музыкальной фразы в сопровождении голоса.

Особое внимание следует уделить игре на различных музыкальных инструментах. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок повторил сперва простой ритмический рисунок, а в дальнейшем более сложный. Следует отметить, что речь ребенка с аутизмом, если таковая присутствует, маловыразительная. Поэтому темпо-ритмические тренировки помогут в работе над ее выразительностью и стремительностью.

Постепенно можно ввести игру перебором трех последовательных клавиш с пропеванием извлекаемых звуков, которые в дальнейшем можно перевести в пропевание имени ребенка. Затем к имени можно присоединить «здравствуй» и постепенно перевести в ритуальное приветствие. Это приносит определенный позитивный результат в налаживании коммуникации.

Постепенной в своей работе я перешла к проведению групповых занятий. Когда ребёнок готов впустить в свой мир педагога, он способен и наладить контакт с другим ребёнком. Такое занятие может проводить на начальном этапе только один знакомый педагог, который подготавливал каждого из детей по-отдельности для совместной деятельности.

Так же на обыкновенном занятии с учителем-дефектологом могут быть использованы элементы музыкальной терапии, такие, например, как игра на синтезаторе в качестве релаксации, повторение ритмического рисунка под музыкальное сопровождение. Может быть использована классическая музыка, именно она, в качестве фона для занятия любого педагога, который занимается с данной группой детей.

Поиск